ВАГОНОУВАЖАЕМЫЙ

В Москве пробки - какая поразительно свежая новость, не правда ли? А тут еще эти трамваи - медлительные, громыхающие, вибрирующие, тормозящие автомобильное движение на забитых до отказа городских магистралях. Не убрать ли этих электрических тихоходов со столичных улиц? Корреспондент "Труда" попытался выяснить, насколько нужен Москве трамвай, проездив полдня в вагоне знаменитой "Аннушки".

В трамвайном депо имени Апакова нас заверили, что водитель будет ждать прямо на кольце возле самого депо. Когда пришли на место встречи, гадали, кто придет - мужчина или женщина. Ждать пришлось немного и вскоре появилась обаятельная, улыбчивая женщина.
- Татьяна Ключарова! - представилась она и, махнув в сторону рельсов, где стоял ее "железный тихоход", предложила: - ну что, залезайте!
Мы с фотокором разместились в салоне, наблюдая, как Татьяна одевает форменную оранжевую жилетку и устраивается в кабине водителя.
- Вот так уже десять лет работаю, - поделилась с нами водительница. - Проработала на нескольких маршрутах, а теперь вот на самом романтичном езжу, на "Аннушке". Довоенный еще маршрут.
Разговорившись, не замечаем, что уже вовсю катим по Шаболовке. Остановка. Люди плотным потоком начинают заполнять трамвай, несмотря на мешающий турникет. Кто-то тихо ругается.
- Это еще что, - вздыхает Татьяна. - Когда пассажиры проходят с проездными и билетами - терпимо. Но вот когда влезают приезжие или те, кто редко пользуется этим видом транспорта, и хотят у меня приобрести билеты - дело капут. Ведь у водителя билеты по 25 рублей. Подняли цену, чтобы охоту отбить стоять у передней двери. А давка все равно продолжается. Видно, не продумали "там" все до конца.
По словам водительницы, за каждого человека ей платят по 10 копеек. Так что она заинтересована в большой проходимости. Как-то ей удалось перевезти за смену целых 1300 человек. А в среднем по тысячи в день выходит. Кстати, там, где на маршруте ездит сцепка - по два вагона, еще остались кондуктора. У них билет стоит 15 рублей. Но после введения АСПК многие, конечно, ушли. Кто на рынки, кто в магазины и всевозможные продуктовые базы.
На очередной остановке влезает хорошо поддавший тип, но вполне чинно устраивается на сидении. Татьяна почему-то начинает лукаво улыбаться.
- Случай как-то был - ну умора просто! - вспоминает вагоновожатая. - Водила я как-то трамвайчик, который был весь расписан под детские рисунки - и спереди, по бокам, и внутри. По-моему, это было в год 850-летия Москвы. Ромашечки там разные были, цветочки, птички. И еще заборчик был нарисован - ну как настоящий. И однажды, влез в трамвай вот такой же пьянчужка. А поздно уже было, народу в салоне почти не было. Он назад прошел. Смотрю в зеркальце, а он, зараза такая, пристроился аккуратно напротив нарисованного заборчика и, извините, справляет малую нужду! Ну мужичка на следующей остановке милиция приняла в объятия, а мне поначалу так обидно было. А сейчас уже смеюсь, когда вспоминаю.
А еще ходят среди водителей трамваев слухи, что на некоторых маршрутах Апаковского депо после двенадцати ночи то и дело появляется призрак. Трамвай без всякого участия водителя вдруг останавливается в определенном месте, двери сами открываются и после небольшой паузы сами же закрываются. После чего трамвай опять-таки же сам начинает двигаться дальше. Говорят, некоторые водители даже уволились после таких ночных "чудес". Правда, сама Татьяна Ключарова в эту мистику совершенно не верит. Ей больше досаждают водители, которые так и норовят прошмыгнуть у нее под носом и едут по рельсовым путям, нарушая правила движения. А еще она недолюбливает гаишников.
- Как к Садовому подъезжаешь, так жди пробку, - сетует Татьяна. - Гаишники как назло держат трамваи, пока по кольцу все не проедут. И так десятки минут проходят в ожидании. Какое же терпение нужно!
Почти все пассажиры "Аннушки" на наш вопрос "нужен ли Москве трамвай" отвечали единодушно: "Нужен!"
- Трамвай - это одно из столичных чудес, - уверен студент Павел Рагозин. - Он описан в стольких гениальных литературных произведениях, что сам стал достопримечательностью. Да и прокатиться на нем бывает неплохо. Лишь бы сделали наконец его скоростным и выделили специальную полосу.
- Трамвай нужен огромному городу, - присоединяется к мнению молодого человека пенсионерка Лидия Николаевна. - Мне нужно на метро две пересадки порой делать, чтобы добраться до нужного места, а на трамвае я туда и без пересадок и порой даже быстрее добраться могу.
На Чистых прудах мы распрощались с приветливой Татьяной, и "Аннушка", громыхнув на повороте, отправилась в обратный путь.
СПРАВКА "ТРУДА"
Первый трамвай был пущен в Москве в 1899 году. Уже к 1912 году в Москве протяженность трамвайных путей составляла 300 километров. До 1924 года трамвай был единственным массовым видом транспорта в столице, а до середины 50-х годов ХХ века - основным.
Сегодня протяженность трамвайных путей в городе составляет 424 километра, а парк трамваев - 917 вагонов. Начиная с 90-х годов прошлого столетия, в городе были введены 6 новых маршрутов: 8, А, 29, 33, 22, 15. Многие линии были удлинены. В тоже время, трамвайные пути были сняты на проспекте Мира, Верхней и Нижней Масловке, Автозаводском мосту, Беговой улице и Шмидтовском проезде, Звенигородском шоссе и улице Сергея Макеева - всего около 40 километров.
К 2009 году в Москве планируется начать строительство нового депо и трамвайной линии в Бирюлеве и реконструкция линии в Строгине. Но, пожалуй, самые большие надежды столичные власти возлагают на скоростной трамвай. Уже проводятся испытания нового вагона, который по своим характеристикам занимает промежуточное место между обычным трамваем и вагоном метрополитена.