Главная Культура 04:41 16 Мая 2012 141
Алексей Герман-младший: «Параллельное время»
<p>Известный режиссер сравнивает современное кино с советским и нынешнего зрителя — с прежним</p>
Анжелика Заозерская

У Алексея Германа-младшего — короткий перерыв в съемках новой картины «Под электрическими облаками», и по пути из Одессы в Петербург, куда режиссер поехал доснимать основную часть фильма на студии «Ленфильм», он сделал остановку в Москве. В беседе с корреспондентом «Труда» Алексей Алексеевич объяснил, почему в наше время, как он считает, хороших картин снимается меньше, чем в советское, и назвал тех, кто мешает кинопроцессу в стране и его родном городе.

— Андрей Кончаловский на недавнем открытии выставки «Тарковский: Space», посвященной 80-летию со дня рождения великого режиссера, сказал, что Андрей Арсеньевич презрительно относился к современности и вообще ко времени.

— Как мне кажется, Тарковский не мог не думать о том, чтобы снять современную картину. Возможно, он не знал, как ее снять. Этот конфликт свойствен многим великим художникам, которые больше, чем свое время, и у которых понимание эстетики шире и глубже, чем эстетика современности. Очевидно, что Тарковский в своем стремлении говорить об этом большем не боялся слыть бунтовщиком. И за это его многие не любили. Если продолжить тему времени, то для Андрея Арсеньевича важно было успеть за свою жизнь как можно больше сделать. Я сам не всегда успеваю за реальным временем и не очень его люблю. Боюсь в нем раствориться — и поэтому придумываю своего рода параллельное время, которое как бы и настоящее, но при этом только мое.

— Во время работы вы склонны торопить события или же стараетесь делать все в размеренном темпе?

— Над картиной «Под электрическими облаками» мы работаем вместе с моей женой Леной (она сопродюсер) и как раз ругаемся из-за разного подхода к скорости. Лена мне говорит: «Остановись, остановись!», а я отвечаю: «Надо снимать, мы не успеем». По существу она права. Но при запуске картины невольно включается внутренний счетчик, который заставляет тебя бежать: «Успеешь — не успеешь…» Это очень плохо — всегда есть опасность, что из-за устроенной тобой же спешки тебе не хватит двух дней и даже двух часов, которые позволили бы все сделать по максимуму качества. Почему советское кино было лучше современного? Да потому что времени на создание фильма было больше. Возможность делать перерывы часто создавала дополнительное мощное мыслительное пространство, в котором рождалось что-то ценное, даже вечное. Сегодня же у нас включается прибор обратного отсчета времени или, что-то же самое, денежных знаков: меньше, меньше, меньше потратить на создание фильма. И это самая большая неприятность в нынешнем кинематографе.

— Что ж, миром испокон века правит закон «время — деньги». Еще лет 25 назад Россия тщилась считать, что ей он не писан, но теперь и мы — часть мирового сообщества.

— Во время перестройки нам объяснили: надо снимать быстро, как американцы. Но дело в том, что американцы снимают фильмы по-разному. Не говоря уже о том, что в Голливуде уровень специалистов, задействованных в производстве фильма, гораздо выше нашего. Однако мы стали смотреть на не лучшие американские образцы и в результате резко снизили свой уровень. У нас по-прежнему есть прекрасные режиссеры и актеры, но нет времени, чтобы использовать их талант. Мы стали придатками денежно-временного счетчика.

— Две из 11 новелл вашего будущего фильма снимались в Одессе. Довольны ли вы сотрудничеством с украинскими партнерами?

— На мой взгляд, на Украине очень хороший глава Агентства по вопросам кинематографии — Екатерина Копылова, которая правильно связывает будущее украинского кино с подготовкой кадров, с интеграцией в мировой кинопроцесс. Конечно, нужно снимать не только сериалы и рекламу, чтобы появились новые кадры, свежий взгляд и, как результат, хорошие фильмы. Набирает авторитет Одесский международный фестиваль, да и старейший украинский смотр — международный фестиваль дебютного кино «Молодость», к счастью, жив. Замечу, что в России настоящих, серьезных фестивалей не так уж и много.

— Говорят, судьба Санкт-Петербургского международного кинофорума, президент которого — ваш отец, Алексей Юрьевич Герман, — под угрозой. И якобы виновен в этом глава Комитета по культуре Санкт-Петербурга Дмитрий Месхиев. Удивительно, он ведь сам известный режиссер.

— Ни моего отца Алексея Германа, ни Александра Сокурова, ни Андрея Плахова (известного кинокритика, отборщика прошлого кинофорума. — «Труд»), судя по всему, уже не будет на этом кинофоруме. Лично я не очень хорошо понимаю, как будет функционировать международный фестиваль без режиссеров, чьи картины попадали в конкурсы фестивалей класса «А». Не новость, что Дмитрий Месхиев поругался не только с кинематографической общественностью Петербурга, но и с театральной. Яркий пример — ситуация с режиссером Юрием Бутусовым (которого, по сути, вынудили отказаться от поста художественного руководителя Театра им. Ленсовета, так как в противном случае комитет требовал от него отказаться от постановок в других театрах. — «Труд»). Может ли возглавлять культурное ведомство города человек, у которого испорчены отношения с большим количеством выдающихся режиссеров, а среди них не только Алексей Герман с Александром Сокуровым и Юрием Бутусовым, но и Андрей Могучий, Валерий Фокин? При всем моем уважении к Дмитрию Месхиеву как к режиссеру, он не участвовал в серьезных культурных событиях за пределами России (фильм Месхиева «Свои» получил приз Московского международного кинофестиваля, в заграничных же фестивалях участвовал в основном в информационных показах. — «Труд»), а следовательно, просто не знает, по каким законам развивается кинематограф в мире. Боюсь, что после известной попытки распродажи «Ленфильма», против которой выступили многие известные петербуржцы, часть чиновников Смольного намерена отомстить тем, кто пытается спасти студию. Кстати, замечу: мы работаем на базе «Ленфильма» во многом затем, чтобы на ней продолжалась творческая жизнь, хотя могли бы снимать в любом месте. И сегодня на «Ленфильме» все не так уж плохо.

— Недавно Борис Акунин на встрече с читателями сказал про сегодняшних россиян, которых сравнил с советскими людьми: «Мы стали лучше».

— На мой взгляд, мы не стали лучше. Культурный подъем 1960-х мы пока не повторяем. Во-первых, нас просто стало меньше. Во-вторых, мы как исчисляемая общность стали глупее, потому что многие ученые, музыканты и т. п. уехали из страны, а другие умерли. В-третьих, карьеристов не меньше, чем было раньше. Мне кажется, что проблема — в отсутствии мощных моральных авторитетов. В Советском Союзе все-таки были идеалы, которые спасали от засилья обывательщины, было более или менее общее понимание правильного пути для страны. Сейчас совсем не так. Главным стал личный маркетинг, который мы измеряем количеством упоминаний в интернете. Хотя последние события вдруг вернули на «Фейсбук» хорошие, светлые лица. И это означает, что мы только в начале долгого пути.

— Алексей, простите, а лично вы знаете, какую мысль сегодня необходимо дать людям в качестве пищи для размышлений?

— Самый плохой кинематограф — это умозрительный.

— Какие же фильмы вам нравятся?

— Свой взгляд на мир, например, у Сергея Лозницы, и он имеет на него право. Я даже поругался с публицистом одного модного портала из-за фильмов Лозницы. Публицист обвинял режиссера в том, что тот якобы недостаточно сильно любит Родину. На что я привел пример Достоевского, Чехова, которые описывали Россию и в черных тонах.

— Алексей, в настоящий момент вы очень напоминаете счастливого человека. Не опасно ли это состояние счастья, умиротворения для создания нового фильма? У некоторых художников лучше получается, когда они злые, недовольные, голодные.

— Еще недавно я был очень недобрый. А сейчас просто недельку удалось отдохнуть. Если серьезно, нельзя быть постоянно злым и несчастным, потому что это приводит к душевному уродству. Но страх, точнее, боязнь сделать плохо обязательно должны оставаться.

От редакции

Мы надеемся, что Комитет по культуре Санкт-Петербурга и его глава Дмитрий Месхиев, критику в чей адрес высказал Алексей Герман-младший, представят свою точку зрения по поводу затронутых проб-лем, в частности подготовки Санкт-Петербургского кинофорума, театральной реформы, судьбы «Ленфильма», и готовы ее опубликовать.

Личное дело

Алексей Герман-младший, режиссер, сценарист

Родился в 1976 году в Ленинграде, сын кинорежиссера Алексея Германа и сценариста Светланы Кармалиты.

Окончил в 2001 году ВГИК. Снял фильмы «Последний поезд» (2003), «Garpastum» (2005), «Бумажный солдат» (2008, «Серебряный лев» Венецианского фестиваля) и другие.

ТВ-язык поражает разнообразием вульгаризмов

Сергей Беднов
Труд
Владимир Соловьев. Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Годами мы боролись с матерщиной столь же яростно, как теперь с ЛГБТ. Несколько законов приняли: 10 лет назад запретили употребление нецензурной лексики в кино, а в 2021-м — в социальных...

Эти стихи Борис Пастернак написал в 1912 году - високосном, как и нынешний

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Борис Пастернак. Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

По народным приметам, високосы считались самыми тяжелыми годами, сулящими войны, неурожаи и прочие бедствия. Особенно страшились февраля. Шутка ли: раз в 19 лет этот месяц бывает «черным», то есть вообще...

Литературный обзор

Владимир Петров
Труд
Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

Прошлое не отстает, с какой бы скоростью мы ни мчались к ускользающему светлому будущему. Вроде бы все осталось позади, растворилось во времени, история вынесла свои приговоры и расставила точки над i....

Культура 00:02 / 16 Февраля 2024 6134
Тот самый Янковский

Заметки на полях судьбы великого русского актера, последнего народного артиста СССР

Леонид Павлючик
Труд
Фото: © Igor Gnevashev,globallookpress.com

23 февраля Олегу Янковскому могло бы исполниться 80 лет. Не могу представить его 80-летним. Седовласым, в паутине морщин, с палочкой. Олег Иванович и в моей, и в памяти миллионов поклонников его творчества...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Культура 00:02 / 16 Февраля 2024 4773
Мама, я жевала бумагу

От книг сегодняшних тридцатилетних слишком часто остается именно это послевкусие

Дина Егорова
Труд
Девичий писательский призыв полон свежих сил, красив, пристрастен к черноте и неотвратим, как выпадение молочных зубов. Фото: David Ryle/moodboard, globallookpress.com

Пока спорили, к лицу или нет россиянам справлять Валентинов день, в стране возникла элегантная и вполне патриотичная альтернатива западному празднику — День книгодарения. Помимо еще одного повода погрузиться в интригующий...

О новой экранизации романа Стефана Цвейга «Нетерпение сердца»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Один-единственный поцелуй резко меняет судьбы героев фильма

На экраны выходит фильм «Поцелуй» в постановке Билле Аугуста. Датский режиссер — один из грандов мирового кино. Он дважды — в 1987 и 1992 годах увозил из Канн «Золотую...

Культура 00:01 / 16 Февраля 2024 4639
Смотрим в оба

Две картины Моне вернулись к публике из-под лучей Рентгена

Елена Широян, искусствовед
Труд
«Руанский собор в полдень» (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером»

Пушкинский музей бросил вызов массовой аудитории необычным, почти лабораторным проектом. После блокбастеров вроде «Испанской коллекции» в учреждении показали научный аспект работы, приоткрыв дверь в святая святых —...

Главный редактор канала «КиноМульт» – отом, как приобщить детей к отечественной киноклассике

Дарья Ефремова
Труд
Татьяна – поклонница отечественного детского кино. Изображения предоставлены медиахолдингом «Цифровое Телевидение»

Медиахолдинг «Цифровое Телевидение» запускает новый семейный телеканал «КиноМульт», в чью коллекцию вошли анимационные хиты из сокровищницы Гостелерадиофонда, ВГТРК и «Союзмультфильма». Как...

Сильвестр Сталлоне сказал, кто может заменить его в роли Джона Рэмбо

Труд
Фото: Supplied by Capital Pictures/www.capitalpictures.com, globallookpress.com

Во франшизах существует общепринятая практика, когда одного героя играют разные актеры. Благодаря чему тот не стареет на протяжении десятилетий. Вспомним, к примеру, сколько импозантных мужчин в самом расцвете сил трудились...

Культура 17:01 / 17 Февраля 2024 4199
Из жизни джентльменов

Paramount+ завершает съемки сериала «Джентльмен в Москве»

Труд
Юэн Макгрегор. Фото: © Adam Ihse, globallookpress.com

В то время как российские СМИ с удовольствием цитируют отзывы Такера Карлсона о нашей столице, телеканал Paramount+ завершает съемки сериала «Джентльмен в Москве» по одноименному бестселлеру Амора Тоулза. Главный...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 3727
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 3396
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?