Умники и умницы, на которых очень надеется Москва

Каждый третий победитель Всероссийской олимпиады школьников учится в Москве

Девятиклассница Лиза Мельникова из московской школы № 1249 в этом году стала победительницей заключительного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку.

— Олимпиадные задания всегда сложные, но это и интересно, — призналась девушка. Она в этом деле не новичок: в интеллектуальных конкурсах участвует с первого класса, в этом году стала победителем и призером окружного этапа Всероссийской олимпиады по 11 предметам (!).

— Перед заключительным этапом волновалась очень сильно, — продолжает Лиза. — А я знаю: если сильно переживаю, значит, все будет хорошо. Так и получилось.

В этом году 123 ученика из 68 московских школ завоевали награды на Всероссийской олимпиаде школьников. Среди призеров заключительного этапа олимпиады — 245 учеников из 77 московских школ.

— Для нас важно, что растет число школ, которые готовят победителей и призеров школьных олимпиад, — рассказал «Труду» Иван Ященко, директор Центра педагогического мастерства. — Мы стремимся к тому, чтобы в каждой московской школе, по каждому предмету ребенок имел возможность проявить свой талант. Школы сейчас максимально открыты. К примеру, можно учиться в одной школе, а посещать бесплатные кружки и участвовать в конкурсах в другой. В столице сложилась система подготовки учителей, которую с февраля 2012 года курирует Центр педагогического мастерства. Мы даем конкретные советы, как развивать талант ребенка, рассказываем, как готовить школьников к олимпиадам и другим интеллектуальным конкурсам. Кстати, с 1 сентября стартует новый олимпиадный сезон. И к нему лучше начинать готовиться заранее. На сайте olimpiada.ru есть задачки прошлых олимпиад, которые можно решать на летних каникулах.

Подготовка школьников к олимпиадам — это как тренировка спортсменов. Здесь важны дисциплина и терпение, ведь даже круглым отличникам некоторые задания могут оказаться не по зубам. Вот, например, одна из олимпиадных задач по физике для седьмого класса: нужно измерить площадь прямоугольного треугольника с помощью шприца с делениями, диаметр шприца известен, но разбирать его нельзя.

— Чтобы решать олимпиадные задания, разумеется, нужно хорошо знать школьный материал, но одного этого недостаточно, — уверен Алексей Якута, один из тренеров команды Москвы по физике. — Ученик, который занимается по обычной школьной программе и изучает предмет на базовом уровне, как правило, такие задачи решить не может. Поэтому учитель, который готовит школьника к олимпиаде, должен четко представлять, где кончается базовый уровень и начинается уровень олимпиадной подготовки. Причем специфика подготовки есть в каждом предмете.

Лизу Мельникову к олимпиаде готовила Ольга Иванова, учитель русского языка и литературы школы № 1249.

— В подготовке ребят к олимпиаде мне очень помогли курсы повышения квалификации. Они помогли мне выстроить стратегию обучения детей, — рассказывает Ольга Николаевна. — Мои ученики и раньше успешно выступали на школьном и окружном турах, но на городском высоко не поднимались. Многие ребята рассуждают примерно так: я знаю русский язык, пишу грамотно — значит, смогу выполнить олимпиадные задания. На самом деле это не так. Я изменила подход к работе с одаренными детьми, причем кардинально. И это очень помогло.

Голоса

Сергей Собянин, мэр Москвы

— Когда мы выравняли по финансированию московские школы, были опасения, что таким образом мы сделаем некую уравниловку и школ, которые достигают высоких результатов, и учащихся, которые достигают высоких результатов, будет меньше. Практика полностью опровергла эти опасения. Наоборот, количество школ и учащихся, которые достигли высоких результатов, год от года все больше и больше.

Исаак Калина, руководитель департамента образования Москвы

— Сегодня появилась возможность у учителей и учеников выйти за стены школы и пользоваться огромными ресурсами всего города. Но чтобы у каждого школьника была возможность реализовать свои способности, конечно, происходят очень серьезные изменения модели развития способностей. Не секрет, что всегда было полсотни школ, которые отбирали высокомотивированных учеников и за счет этого получали результаты. Сегодня в городе есть реальная возможность не только первого варианта, но и второго, когда семья выбирает школу. Но гораздо полезнее для москвичей модель — в каждой школе города можно будет выбрать то, что нужно. Сейчас уже есть примеры всех трех моделей. Но очевидно, что большей популярностью пользуется третий вариант, и он наиболее полезен для москвичей.