МУФТИЙ КАДЫРОВ ЖДЕТ МАСХАДОВА С ПОКАЯНИЕМ

На фоне нового громкого скандала с задержанием медиа-магната Гусинского первые шаги и заявления нового главы Чечни Ахмада Кадырова оказались российскими СМИ несколько недооцененными. В действительности же с приходом к власти муфтия (кстати, Кадыров намерен сложить с себя полномочия священнослужителя, но при этом остаться духовным лидером республики) ситуация в регионе может резко измениться. То, что долгие годы не удавалось федеральному центру и его чеченским ставленникам, может стать реальностью уже в ближайшее время.

Я имею в виду достижение согласия между противостоящими силами, массовый исход боевиков из бандформирований.
Кадыров, лично переживший увлечение сепаратистской идеей, а теперь прочно утвердившийся на позициях территориальной целостности России, - фигура для нынешней Чечни в какой-то мере знаковая. Именно человек с такой биографией, пользующийся уважением и авторитетом по обе стороны баррикад, способен сплотить чеченцев во имя прекращения кровопролития и восстановления нормальной жизни.
И первые симптомы этого процесса уже налицо. Целый ряд воюющих с федералами полевых командиров обратились к новому главе с просьбой о встрече. Кадыров готов принять для личных бесед всех, кто стремится к миру. И не в официальном кабинете, а у себя дома, в селении Центорой Ножай-Юртовского района. "Мы будем вести переговоры со всеми, кто хочет завершить войну, - утверждает руководитель республики, - и с Масхадовым, и с Гелаевым. Но с теми, кто воровал, убивал людей, никаких переговоров не будет".
На первый взгляд, выражая готовность вступить в переговоры с "президентом Ичкерии", Кадыров нарушает табу, наложенное федеральным центром. Но, как пояснил на днях помощник президента РФ Сергей Ястржембский, противоречие здесь кажущееся. Муфтий, признавая Аслана Масхадова избранным президентом, полагает, что он "утратил легитимность своим бездействием". "Мы тоже считаем, - подчеркивает Ястржембский, - что Масхадов давно утратил легитимность".
Однако различие в подходе к вопросу о Масхадове у Москвы и главы чеченской администрации все же есть. Если Кремль настаивает на том, что лидер сепаратистов должен предстать перед судом (против него, как известно, возбуждено уголовное дело), то Кадыров готов гарантировать жизнь и безопасность Масхадову при условии, если он "попросит у народа прощения и сложит с себя полномочия президента". Последнее, поясняет Кадыров, необходимо прежде всего для того, чтобы Запад не настаивал на переговорах с Масхадовым как легитимным президентом Ичкерии.
По словам Кадырова, к нему уже "дважды приходили эмиссары от "президента Ичкерии" с предложением встречи. "Я им сказал, что готов с ним встретиться у меня дома. В противном случае все подумали бы, что я пошел к нему извиняться..."
Первоочередными задачами чеченской администрации глава республики считает создание рабочих мест, обустройство тех, кто лишился жилья, возвращение беженцев. Но прежде всего нужно сформировать саму администрацию, то есть правительство Чечни. И здесь Кадыров тоже пошел по пути, который вряд ли придется по душе некоторым чеченцам, особенно тем, кто живет за пределами республики. Он намерен привлечь в свою администрацию специалистов из числа бывших членов правительства Масхадова. Так, министром строительства он принял решение назначить экс-вице-премьера Нуждена Дааева, министром промышленности станет другой "масхадовец" - Муса Дошукаев.
Предложит ли Кадыров министерские портфели влиятельным лидерам чеченской диаспоры в Москве, пока неизвестно , но со своими недавними соперниками на лидерство Чечни он сотрудничать готов. "Они все для меня равны, все они чеченцы - говорит глава администрации. - Это и Малик Сайдуллаев, и Умар Джабраилов, и Беслан Гантамиров".