"КИНОТАВР" СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ

Красивой интриги не получилось... Показанный в последний день "Кинотавра" фильм Владимира Меньшова "Зависть богов", на который многие делали ставку как на главное событие фестиваля, в итоге не получил ни одного, даже "утешительного" приза. И это стало главной сенсацией (или антисенсацией?) только что завершившегося киносмотра в Сочи.

Между тем это очень яркая, сильная лента, в неповторимых деталях, подробностях воссоздающая быт, нравы, запахи, звуки, духовную ауру предперестроечных лет, когда бетонные опоры старой системы уже крошились и проседали, а надежды на новую жизнь ("мы увидим небо в алмазах!") не были подвергнуты испытанию грядущими изнурительными реформами. По зрелому мастерству режиссуры, объемности взгляда на наше недавнее прошлое, пронзительности любовной линии (в главных ролях Вера Алентова и Анатолий Лобоцкий) эта картина стоит, на наш взгляд, выше общепризнанного шедевра режиссера - "оскароносного" фильма "Москва слезам не верит", но... искусство, как известно, область субъективных оценок. И поэтому новый фильм Меньшова, благодарно, со слезами на глазах, принятый одними, вызвал раздражение других. Видимо, в жюри последних оказалось больше. Ведущая торжественной церемонии закрытия Юлия Меньшова - дочь своих прославленных и непонятых на сей раз родителей - мужественно сыграла свою роль до конца, хотя ее голос порой и выдавал скрытую боль...
Не считая этого по-своему драматичного сюжета, в остальном призовой пасьянс разложился вполне справедливо. Жюри нашло в себе достаточно мудрости, чтобы вынести за скобки весь этот киногиньоль нашей смутной эпохи - душераздирающие триллеры, кровавые боевики, отъявленную "чернуху", а это едва ли не половина конкурсной программы. Из "ужастиков" отмеченной оказалась только жуткая по концентрации "негатива" картина "Четырнадцать цветов радуги" Д. Светозарова, но уж больно сильно, ярко, яростно, не щадя себя, своего женского обаяния, сыграла роль подзаборной проститутки питерская актриса Светлана Смирнова. Когда-то она дебютировала в памятном фильме Ильи Авербаха "Чужие письма", потом были годы простоев, полузабвения, и вот новое возвращение на экран, вполне триумфальное, свидетельством чему стала награда за лучшее исполнение женской роли.
В свою очередь, приз за лучшую мужскую роль получил завсегдатай и любимец "Кинотавра" Сергей Маковецкий. В прошлом году он отмечал на фестивале свое 40-летие, на конкурсном экране было четыре (!) картины с его участием, но тогда фортуна от актера отвернулась. В этот раз жюри оценило его точную и тонкую работу в грубовато-плакатной экранизации "Капитанской дочки". Специальным призом, впрочем, был отмечен и сам фильм - видимо, за пушкинскую тему, за беспрецедентный для нынешних скудных времен размах батальных съемок. "Поднять" сегодня такую махину - это творческий, человеческий подвиг", - сказал одному из нас член президентского совета "Кинотавра" замечательный режиссер Вадим Абдрашитов. Что ж, прислушаемся к метру...
Второй по значимости награды удостоен фильм "Дневник его жены" (режиссер А. Учитель), воссоздающий последние годы жизни прославленного русского писателя Ивана Бунина. Это неординарная работа, обреченная, однако, на споры литературоведов, критиков - уж больно в непривычный "злачный" контекст помещен нобелевский лауреат. Все эти любовные "треугольники" и даже "пятиугольники", в которых запутывается писатель, могут смутить и самых искушенных ценителей "Темных аллей"...
Ну и, наконец, "Золотую розу" - главный приз фестиваля получила картина "Лунный папа" - философская притча о добре и зле, грехе и добродетели, любви и ненависти, верности и воздаянии за него... Созданная интернациональным коллективом единомышленников - грузинским сценаристом Ираклием Квирикадзе, живущим ныне в Америке, таджикским режиссером Бахтиером Худойназаровым, обосновавшимся в Германии, а также российскими, японскими, австрийскими, швейцарскими кинематографистами, - эта лента привлекает ярким восточным колоритом, самостоятельностью авторской интонации и универсальным, общечеловеческим звучанием. По мнению многочисленных поклонников картины, это и есть кино XXI века. Символично, что на "Кинотавре-2000" оно было оценено по достоинству...