МИНЗДРАВ НАВОДИТ ПОРЯДОК НА РЫНКЕ ЛЕКАРСТВ

Стоит зайти в любую рядовую московскую аптеку, - и можно увидеть однуи ту же сцену. Люди с рецептами подходят к окошку, но, узнав цену, только разводят руками: получающему среднюю зарплату или пенсию такое лекарство не по карману...

Вопросы задаются одни и те же: "Почему лекарства такие дорогие? Почему цены на них в разных аптеках отличаются чуть ли не в два раза? Почему так много фальшивок? И куда вообще-то смотрит Минздрав?"
Вот мы и решили разобраться, что же на самом деле происходит на рынке лекарств.
СРЕДСТВО ОТ ХАОСА
Удивительно, но, как утверждают специалисты, лекарства у нас совсем не дорогие. Понятно, что в советские времена они продавались за копейки. Но тогда их стоимость дотировалась. Аптеки были убыточными, ведь они торговали медикаментами ниже себестоимости их производства. А вот "достать" нужное лекарство было целой проблемой. Теперь же ассортимент любой рядовой аптеки в несколько раз шире, чем в спецраспределителе советских времен. Но и сейчас стоимость медикаментов, продаваемых на российском рынке, в несколько раз меньше, чем на Западе. Парадокс, но у нас они часто дешевле, чем даже в странах их производства. В зарубежных аптеках тот же самый препарат будет стоить на 20, а иногда и на 50 процентов дороже.
Дело в том, что в западных странах на лекарства идут значительно большие накрутки. Там и уровень жизни, и зарплаты другие. Да и социальные программы более мощные. Но, конечно, если брать соотношение цены препаратов и доходов среднего россиянина, оно будет не в нашу пользу. Вот что говорит по этому поводу статистика: средний россиянин потребляет в год медикаментов на 20 долларов, поляк - на 78, бельгиец - на 120, француз - на 180, американец - на 170, а японец - на 250.
Что интересно - именно Минздрав, на который сыплются все шишки и упреки, как раз горой стоит за снижение цен на лекарства, пытаясь навести порядок на рынке медикаментов.
Весной 1999 года по инициативе Минздрава было принято постановление правительства о государственной регистрации цен на лекарства. Оно предусматривает установление цены, выше которой лекарство продаваться не может. И если сравнивать прирост цен за 1999 и 1998 годы, можно с уверенностью сказать: в 1999 медикаменты дорожали значительно медленнее.
Сейчас постановление дорабатывается. Время показало: чтобы оно было более действенным, в нем должны быть четко определены региональные надбавки и полномочия.
Дело в том, что в соответствии с постановлением о госрегистрации цены субъекты Федерации формируют свою стоимость лекарств, отталкиваясь от зарегистрированных цен. Но при этом каждый субъект Федерации устанавливает свою наценку, которая плюсуется к цене производителя. Эта наценка разная и очень часто носит совершенно неоправданный характер. Иногда соседние территории устанавливали наценки, отличающиеся чуть ли не в два раза: в одной области наценка может быть 45 процентов, в соседней с ней - почему-то все 80. Так что цены в аптеках, по сути, устанавливали местные власти. Политика закупок определялась именно ими. И аптеки (а у нас теперь две системы аптек - частные и муниципальные; и те и другие находятся в ведении местных органов власти) задирали цены без зазрения совести. У Минздрава не было никакой возможности контролировать этот процесс.
Даже неспециалисту понятно: основная причина хаоса на рынке лекарств - несовершенная система закупки медикаментов. Она нецентрализованна и разрозненна. Лекарства закупаются как федеральным центром - Минздравом, так и местными органами. И цепочка от производителя, который формирует первичную цену, до потребителя может быть очень длинной. Крупные дистрибьюторы перепродают лекарства более мелким, те - еще более мелким. Каждый делает свою накрутку. Так что основная проблема - в отсутствии централизации.
Сегодня Минздрав работает над проектом, который эту систему должен упорядочить. Будет создан оперативный резерв лекарственных средств. Эта идея вынашивалась около двух лет, и сейчас проект постановления находится в правительстве. В соответствии с ним на федеральном уровне будет организован специальный резерв лекарственных средств, входящих в состав жизненно необходимых. Из этого резерва любой субъект Федерации сможет получить нужные ему медикаменты. Таким образом, распадется длинная цепочка дистрибьюторов. Ну и самое главное: ни один субъект Федерации не сможет закупать лекарства по цене выше той, что находится в резерве. Цены резерва будут жестко привязаны к регистрационным. Кроме того, Минздрав установит и цены доставки в разные регионы. То есть будут определены "окружные цены", (разные для разных округов), просчитанные и обоснованные. И наценка в 50-80 процентов станет невозможна.
На первом этапе речь идет об обеспечении медикаментами на случай экстраординарных ситуаций и для обеспечения льготных групп населения. И подвижки в этом деле ожидаются вполне конкретные: ведь регионы будут получать не деньги на закупку лекарств для тех же льготников, как это происходит сейчас, а сразу препараты по своим заявкам. Так что и ситуация с льготниками наконец будет упорядочена.
ЛЕКАРСТВА ОТ ВСЕХ БОЛЕЗНЕЙ
Осуществил Минздрав и еще один очень важный проект.
Сформирован "Перечень жизненно необходимых лекарственных средств". Зачем он нужен? На российском рынке сейчас представлены около 30 тысяч коммерческих наименований лекарств. За разными наименованиями зачастую скрывается одна и та же лекарственная форма. Так, одних аспиринов у нас около 80. Все они имеют разную цену. И врачу, и пациенту бывает очень трудно сориентироваться, какой же препарат следует выписывать или покупать.
Вот почему Минздрав сначала сформировал протоколы лечения различных заболеваний. Над ними работали лучшие ученые России, и составлены они исходя из принципов фармоэкономики - оптимального соотношения цены препарата и результата лечения. Затем теми же учеными был составлен список жизненно важных и необходимых препаратов, состоящий из 394 лекарств, которыми можно лечить все болезни. Они тоже подобраны по принципу максимальной эффективности и минимальной цены. Две трети из них российские, треть - импортные. Врачи и аптеки будут иметь такой список и рекомендовать пациентам средства из этого перечня. А Минздрав по закону имеет право контролировать цены, по которым эти лекарства предлагает производитель.
Много делается и для решения еще одной весьма злободневной проблемы - некачественных препаратов. Подделки сейчас превратились в бич практически всех стран. Поскольку теперь существует замечательная полиграфическая техника, производить подделки упаковок стало совсем нетрудно. В результате во всем мире появились тысячи мелких фирм, которые, с одной стороны, производят собственную продукцию весьма низкого качества, а с другой, занимаются фальсификацией лекарственных средств под маркой известных фирм. Сегодня у нас любая фирма может получить лицензию на фармацевтическую деятельность. Поэтому подделки волной хлынули на наш рынок.
Решено поставить заслон некачественной продукции. В министерстве существует департамент контроля качества лекарственных средств, у него есть сеть филиалов по всем регионам, которые как раз и занимаются проверкой препаратов и изъятием некачественной продукции. При выявлении фальсификатов (а система контроля сегодня работает четко, и в месяц выявляется несколько десятков серий фальшивок) серия немедленно изымается из обращения. Другое дело, что законодательство несовершенно и нет никаких гарантий того, что это не повторится. Нужна координация усилий с органами внутренних дел, которые бы отслеживали, откуда фальшивки берутся, и наказывали тех, кто их производит и ввозит. Пока правоохранительные органы не будут этим заниматься, радикально решить проблему вряд ли удастся.
Еще одной головной болью медиков было качество производимых в России препаратов. Во всем мире за ориентир берутся правила GMP - стандарт, который как раз и служит для общества гарантией качества лекарств. Он учитывает все, даже технологию и оборудование, на котором лекарство было произведено. Не секрет, что у нас в стране существует достаточно много фармацевтических предприятий, условия производства на которых ниже всякой критики. И вот недавно был утвержден отечественный отраслевой стандарт, полностью соответствующий стандарту GMP. Теперь по этому стандарту будут сертифицировать все вновь вводимые в России производства. А уже действующие производства должны будут пройти сертификацию в течение 5 лет. Не прошедшим эту процедуру предприятиям лицензии на производство лекарств теперь просто-напросто не видать.
Кстати, если раньше контролем отечественных фармацевтических предприятий занималось Минэкономики, то теперь Минздраву удалось убедить правительство передать это дело под контроль медиков, в ведение того же департамента контроля качества. Так что теперь обе составляющие - качество производства и контроль качества продающихся в аптеках лекарств - находятся в ведении Минздрава. И это дает реальную надежду на то, что ситуация изменится к лучшему.
И АПТЕКАМ НУЖНА РЕФОРМА
Пришла пора подумать и о реформировании аптек. Сейчас они живут за счет наценок. Именно из-за этого порой получается так, что цены на один и тот же препарат в соседних аптеках отличаются чуть ли не в два раза. Но действующая ныне система неэффективна в первую очередь для самих аптек. Товар они берут в кредит и, как правило, имеют страшные долги - отсюда и возникают сумасшедшие наценки. Сейчас Минздрав обкатывает другую систему, при которой аптека будет работать на комиссии. Товар аптекам больше принадлежать не будет, они станут получать комиссию в зависимости от того, сколько лекарств продали. В этом случае аптеки будут заинтересованы в обороте, а не в увеличении цен. Цены же, наоборот, будут снижаться.
Такой эксперимент недавно проводился в аптеках подмосковной Балашихи и показал эффективность подобной системы. Кстати, именно в Балашихе отработали и новую систему обеспечения лекарствами льготников. Она построена на чиповых карточках. Такой подход обеспечивает полную информацию о каждом больном, всех его врачах и лекарствах, которые ему выписали.
Ужесточение контроля выписок льготных рецептов - необходимая мера. У нас сейчас примерно 40 (!) процентов населения страны являются льготниками. Одно время эта категория была безнадзорной. И лекарств на каждого льготника выписывалась невероятное количество - на всех родственников и знакомых. Теперь этот процесс стал более строго контролироваться. Специалисты утверждают, что за персонифицированным учетом - будущее.
Еще одно перспективное направление - страховые модели обеспечения лекарствами. Они начали внедряться в небольших городках, большая часть населения которых работает на одном "градообразующем" предприятии. Жители страхуются на предприятии на определенную сумму и по этой страховке получают в аптеке все, что им необходимо, бесплатно или с льготами. Достоинство такой системы в том, что она учитывает интересы не только льготников, но и людей трудоспособного возраста, которые на свою зарплату тоже очень часто не могут себе позволить купить необходимые лекарства...
В целом же можно говорить о том, что в последнее время нынешняя команда Минздрава предпринимает действенные шаги в деле наведения порядка на рынке лекарств. Лекарственным обеспечением в министерстве занимается заместитель министра Антон Катлинский, с которым нам удалось побеседовать. И, надо сказать, он производит впечатление человека компетентного, который хорошо знает проблему и готов ее решать.
В Минздраве понимают: модели лекарственного обеспечения должны оставаться рыночными. Но необходим и жесткий контроль со стороны государства за ценообразованием. Это - единственный способ, позволяющий устранить существующие диспропорции и дать отрасли возможность развиваться.