10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ДОГОНЯТ ЛИ ЭНЕРГОТАРИФЫ СЕБЕСТОИМОСТЬ?

Васильева Татьяна
Опубликовано 01:01 16 Июня 2000г.
Характерно, что одним из первых шагов нового правительства стало подписание достаточно непопулярного документа - постановления N 418 "Об уровнях тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением". В соответствии с нимво всех субъектах Федерации повышаются минимальные уровни тарифов на энергию для населения. Понятно, у многих возник вопрос: сможет ли население, в первую очередь малообеспеченная его часть, выдержать предстоящий рост ценна свет и тепло?

Вообще, повышение минимальных энерготарифов для населения стало в России вполне традиционной процедурой. Каждый кабинет министров сталкивался с тем, что рост цен на энергию существенно отставал от общего роста цен в стране. Поэтому, провозглашая социальную защищенность граждан приоритетным направлением своей политики, правительства тем не менее были вынуждены рано или поздно повышать энерготарифы, чтобы хоть отчасти приблизить их к ценам на другие товары и услуги. За последние три года минимальные тарифы для населения (исходя из которых региональные энергетические комиссии устанавливают конечные тарифы) поднимались три раза.
Это постановление отличается от "примаковского" тем, что не устанавливает верхнюю планку энерготарифов. Впрочем, практика показывает, что РЭКи вряд ли поспешат этим воспользоваться, и тарифы в регионах не устремятся в бесконечность. Кроме того, есть основания полагать, что это последнее постановление правительства такого рода. На минимальные уровни тарифов, установленные этим документом, РЭКи будут ориентироваться лишь три летних месяца, с июня 2000 г. В дальнейшем эта практика будет прекращена. Правительство поручило Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) к 1 августа подготовить методику определения минимальных тарифов. И уже с 1 сентября 2000 г. РЭКи будут рассчитывать тарифы для потребителей по этой методике, а не по минимальным и максимальным уровням из очередного постановления правительства.
Ждать из правительства одобрения изменения цен на энергию приходится слишком долго. Поэтому минимальные уровни тарифов из постановления N 418 выглядят сегодня, мягко говоря, неактуально, так как они были разработаны и внесены в правительство еще в декабре 1999 г. Причина ясна: то одни выборы, то другие... Дразнить электорат не хотелось никому. В результате рост минимальных тарифов выглядит внушительным только на бумаге: в 1,5-2, а кое-где и в 3 раза. Фактически же мало что изменится.
Судите сами. Средний тариф по России в результате "повышения" будет составлять 37,7 коп. за киловатт/час. Но с учетом того, что в стране почти каждый второй потребитель - льготник, средний тариф корректируется на коэффициент 0,54. В результате реальный уровень тарифа по постановлению N 418 составит 20,40 коп. Примерно такой же средний тариф действовал еще недавно, в апреле 2000 г. (20,34 коп.). Впрочем, исключить такие огрехи в будущем полностью нельзя. Сейчас все будет зависеть от того, насколько эффективную методику определения минимальных энерготарифов разработают специалисты ФЭК.
За полтора года, прошедшие с момента последнего повышения тарифных минимумов, индекс роста потребительских цен в 2 раза превысил индекс роста энерготарифов (261% против 132%). К тому же в отличие от постановления 1997 г. нынешний документ не определяет дальнейшую стратегию властей в области тарифной политики. Минимальные тарифы по-прежнему составляют 50% себестоимости и не ясно, ставит ли правительство своей целью постепенное их доведение до уровня не ниже полной себестоимости продукции.
Впрочем, не исключено, что власть пока ограничилась полумерами в тарифообразовании совсем по другим причинам. Ряд экспертов полагает: проблемы сегодняшней энергетики одними тарифами не решить. Согласно их оценкам, для выполнения минимально необходимой инвестиционной программы в ближайшие 10 лет энергетике нужны от 30 до 70 млрд. долл. Чтобы получить эти средства (не говоря уже о компенсации растущих расходов на текущую деятельность энергокомпаний), тарифы необходимо поднять в несколько раз. Причем не поэтапно, а резко, так как новые электростанции нужно закладывать уже сегодня. В связи с этим некоторые специалисты высказывают идею введения так называемого "энергетического налога" со всех физических и юридических лиц по образу и подобию налогов в дорожные фонды. Однако и в этом случае не будет решена главная проблема. При существующем сегодня затратном принципе тарифообразования у энергетиков нет стимула стремиться к сокращению издержек, раз есть возможность перекладывать все свои затраты в тарифы.
Есть иной, прямо противоположный, путь, который предусматривает реструктуризацию энергетической отрасли. Ее суть - в создании конкуренции между независимыми производителями энергии. Конкурируя в рыночной среде, электростанции будут стремиться минимизировать издержки и в борьбе за покупателя станут продавать энергию по более низким ценам. Именно эти принципы заложены в основу энергосистем большинства развитых стран мира. В настоящее время концепция реструктуризации электроэнергетики, предложенная РАО "ЕЭС России", обсуждается в профильных министерствах и ведомствах.
Отсюда вытекает другая версия того, почему правительство не представило подробного плана-графика изменения тарифов в течение ближайших 2-3 лет. Вполне возможно, что в правительстве, костяк которого составляют либералы-рыночники, благосклонно относятся к идее реструктуризации РАО "ЕЭС России". Значит, планировать долгосрочную программу поэтапного повышения тарифов административными методами просто ни к чему, поскольку через несколько лет, после проведения реструктуризации, тарифы уже будут регулироваться рынком. Это предусматривается, кстати, и в проекте стратегии развития России до 2010 г., разработанном Центром стратегических разработок.
В любом случае, сделав первый шаг и приведя тарифы в соответствие с инфляцией, правительство Касьянова просто вынуждено будет сделать шаг второй. Каким он будет, рыночным или административным, - покажет время.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников