ОТСТУПАТЬ НЕЛЬЗЯ. НЕКУДА

Национальные особенности российской общественно-политической жизни продолжают преподносить

Национальные особенности российской общественно-политической жизни продолжают преподносить сюрпризы. В один и тот же день в Москве представители правительства РФ выразили поддержку двум президентам, один из которых готовится "скушать" другого.
Как мы уже сообщали (см. "Труд" от 10 июня), недавно состоялась встреча премьер-министра Михаила Касьянова с представителями правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Глава российского кабинета министров выступил с речью, которая присутствовавшим флагманам отечественной промышленности пришлась по душе. Выяснилось, что по ряду важнейших практических проблем дальнейшего развития экономики страны позиции правительства и бизнеса весьма близки или полностью совпадают.
Так, Михаил Касьянов высказался против необоснованного повышения тарифов естественными монополиями и заявил, что кабинет министров будет решительно двигаться вперед в проведении налоговой реформы. В связи с этим премьер дал понять, что имеет в виду снижение налогового бремени, которое не способствует развитию производства и росту внутреннего валового продукта. Он также отметил, что государство готово делить риски с банковским сектором на кредитование промышленности.
Высокие налоги и энерготарифы, дороговизна банковских кредитов, по мнению практиков - руководителей предприятий, вяжут их по рукам и ногам, тормозят рыночные реформы. Стороны остались довольны друг другом. Практически одновременно в Московском доме ученых представитель Министерства промышленности России Игорь Скворцов прочувствованно заверил шумно известного Льва Черного: "Правительство готово сотрудничать с вами".
Пикантность ситуации состоит в том, что происходило это в ходе объединительной конференции региональной общественной организации содействия демократическим реформам "Мобилизация и развитие" ("МИР"), созданной по инициативе бывшего "алюминиевого барона", претендующего ныне на роль главного идеолога строительства "настоящего" капитализма в России. Развернутая Львом Черным и его сподвижниками накануне этого события рекламная кампания порядком запутала всех, кто пытался разобраться в целях и задачах новой загадочной структуры. Хотя бы тем, что широко использовала без указания источников заимствованные у своих заклятых неприятелей и конкурентов тезисы о переходе от "стратегии выживания" к "стратегии развития", о "прозрачности" отечественного бизнеса, о необходимости ответить на глобализацию экономики созданием в России могучих корпораций, способных отстаивать ее национальные интересы на мировом рынке, и многие другие.
Однако искушенных наблюдателей декларации "МИРа" о том, что она станет центром стратегических исследований, направленных на "интеллектуальное решение принципиальных проблем" возрождения и даже "спасения" России, в заблуждение ввести не смогли. Многие полагают, что "ушедший в стратегию" Лев Черной сколачивает силовой центр для оказания давления на Кремль и лоббирования интересов своих и стоящих за ним кругов. Фактически делается ставка на то, чтобы стать связующим звеном между бизнесом и властью.
Но для этого бывшему "алюминиевому барону" сначала необходимо полностью нейтрализовать РСПП, который осуществляет эту функцию. Готовясь к решающему удару, Лев Черной в своих "программных" выступлениях в печати и по телевидению клеймил, например, директорский корпус за то, что они не имели опыта и "не смогли перестроиться". Тем не менее в состав оргкомитета "МИРа" он пригласил по большей части руководителей промышленных предприятий, причем в основном из Сибири...
Понятно, что сам Лев Черной и хор поддерживавших его рецензентов высокомерно игнорировали тот факт, что руководство РСПП уже давно осознало необходимость принимать по мере перехода к рынку новые правила игры, что бывшие "красные директора" все более превращаются, по существу, в президентов фирм в западном понимании такой роли.
Так что секрет острой неприязни Льва Черного и его единомышленников к РСПП и его руководителям кроется, скорее всего, в негативном отношении последних к гипертрофированному увлечению предпринимательства в России посреднической, а не производственной деятельностью. Напомним, что именно посредничество всего за семь лет и лишь за счет налоговых и таможенных льгот принесло, по некоторым оценкам, самому Льву Черному порядка 3,5 миллиарда долларов дохода.
Как видим, у "МИРа" есть более чем веские основания для того, чтобы любыми способами скомпрометировать в глазах федеральных властей Аркадия Вольского и его Союз, которые, по их словам, материально зависимы и самостоятельных действий предпринимать просто не способны. При этом апологеты "МИРа" всячески подчеркивают: их организация опирается на реальный научно-технический задел, реальный капитал и свою экономическую программу. Однако многие эксперты отмечают, что на самом деле цель этой программы - реализация взглядов Льва Черного на государство как на собранную крупным капиталом группу наемных функционеров, действующих исключительно в интересах работодателей. Для такого государственного устройства в России у него даже готово "научное" определение - "конструктивный олигархизм". Что бы это значило?
Российский союз промышленников и предпринимателей не раз выступал в защиту отечественных производителей, снискал себе добрую репутацию поборника опоры на собственные силы. Думается, что именно сейчас, когда пришлые самозваные мессии пытаются навязать нам свой "новый порядок" обустройства России, ему самое время сказать свое веское слово.