03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, ВАШ ВЫХОД

Бирюков Сергей
Опубликовано 01:01 16 Июня 2001г.
В четверг в столичном Зале имени Чайковского народного артиста СССР, лауреата Ленинской премии, Героя Социалистического Труда, члена многих академий мира Геннадия Рождественского награждали русским православным орденом Святого Преподобного Сергия Радонежского - "во внимание к трудам и в связи с 70-летием со дня рождения", как говорилось в приветствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

А в это самое время у министра культуры на столе лежало заявление Геннадия Николаевича об уходе с поста генерального художественного директора Большого театра.
Весть об отставке Рождественского не явилась полной неожиданностью. С самого начала, с минувшей осени, когда состоялось назначение знаменитого дирижера на "большой" пост, создалось впечатление некой игры вокруг музыканта. С одной стороны, произносились правильные речи о необходимости вливания новой творческой крови в дряхлеющий организм Большого. С другой - не нашли для этого никого, кроме почтенного мэтра на пороге восьмого десятка, к тому же обремененного многими творческими обязательствами за рубежом. Наверное, учли горячее желание Геннадия Николаевича работать на Родине - на которой он, правда, в последние годы бывал, кажется, наездом, и от современных российских реалий весьма далек. В общем, хотели того или нет, а фактически Рождественского обрекли на что-то вроде роли свадебного генерала. Это немедленно подметила наша колючая пресса. А Геннадий Николаевич не из тех, кто обиды спускает.
Но ведь он один, а скандальных журналистов много, - попробуй ответь на все чем-то не понравившиеся тебе газетные и прочие отзывы. Похоже, на сие малопродуктивное занятие ушла значительная часть творческой энергии дирижера, посвящавшего своим отношениям с критиками развернутые публичные встречи, вплоть до произнесения обличительных слов прямо на концерте...
Я вообще далек от мысли идеализировать Рождественского. Достаточно говорено о его субъективизме, в результате которого репертуар Большого, и без того не слишком богатый, лишился ряда спектаклей, пользовавшихся успехом, но оказавшихся не во вкусе Геннадия Николаевича. Конечно, худрук имеет право, да просто обязан обладать мощной творческой волей. Но, согласитесь, воля и своеволие - разные вещи... Не исключаю, что и собственную отставку Рождественский продумал как эффектный лицедейский шаг - после только что состоявшейся первой своей премьеры - оперы "Игрок" Прокофьева. При этом остается догадываться, отчего он так поступил: "Это не ко мне претензия. Это - к другим людям", - только и сказал дирижер, когда я подошел к нему со словами сожаления о случившемся. На кого же он сердит? На коллектив Большого? Но там, по утверждению режиссера "Игрока" Александра Тителя (кстати, человека "со стороны" - из театра имени Станиславского и Немировича-Данченко), сделали все, чтобы премьера прошла на высоком художественном уровне - несмотря даже на крайне позднее предоставление декораций заводом имени Хруничева. Отменили ради срочных репетиций несколько очередных спектаклей... Или, может, загвоздка в том, что опять кто-то из горе-журналистов схамил? Но ведь были и вполне объективные отзывы. А главное: если ты артист ранга Рождественского, разве ты сам не знаешь цену своей работе?
И все же, думаю, Рождественский поступил по сути правильно. Именно этого от него, возможно, и ждали в конце концов те, кто его же звал в Большой. Бывают же ситуации, когда надо, что называется, "перекантоваться" в ожидании, пока не появится человек, способный на длительное время устойчиво возглавить дело. Конечно, неудобно об этом говорить вслух - не зря, наверное, хранят пока молчание и вице-премьер Валентина Матвиенко, и министр Михаил Швыдкой... Михаил Ефимович, правда, заявил, что не подпишет заявления Рождественского, пока не поговорит с ним лично. Но и Геннадий Николаевич не прост: все никак не найдет времени заехать в министерство. Да и зачем это ему? Он помнит, наверное, как предшественника - Владимира Васильева - уволили безо всякого предварительного разговора, так что о собственной отставке тот узнал из сообщения радио.
Что будет дальше? Есть надежда, что крупная работа - "Игрок", какие бы претензии к ней ни предъявлялись, останется в репертуаре ГАБТа с другим дирижером. Ну а Геннадий Рождественский? "Уверен, что музыкант такого уровня должен оставаться в поле российской культуры", - считает Александр Титель. Оказывается, сразу после премьеры "Игрока" Рождественский предложил лидеру "второго" столичного музыкального театра поставить одну из опер Леоша Яначека - чешского композитора, популярного на Западе, но почти не известного у нас...
Остается самый интригующий вопрос: кто возглавит Большой? Случайно ли приехал посмотреть "Игрока" Александр Лазарев, фактически живущий за границей и, опять же, нечасто балующий визитами свою бывшую "вотчину" (Александр Николаевич служил главным дирижером Большого с 1987 по 1995 год)? А может, гипотетический лидер ГАБТа недавно окончил какую-нибудь из консерваторий? Вот только о крупных успехах молодых российских дирижеров что-то давно не приходилось слышать. Да и откуда им взяться, если несчастные наши вузы отпугивают нищетой и студентов, и профессоров... И вот этим, пожалуй, в первую очередь надо бы озаботиться тем, кто по долгу службы и по зову совести призван думать о будущем родной культуры.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников