07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КАЗАХСТАН АМНИСТИРУЕТ ТЕНЕВЫЕ КАПИТАЛЫ

Заморин Евгений
Опубликовано 01:01 16 Июня 2001г.
Закон "Об амнистии граждан Республики Казахстан в связи с легализацией ими денег" 14 июня вступил в силу. Этот закон, принятый в начале апреля этого года после нескольких месяцев бурного обсуждения в мажилисе (парламенте) страны, призван сыграть большую роль в возврате значительных финансовых средств в реальный экономический оборот страны, прежде всего из-за рубежа.

В мировой практике подобные акции проводились не раз - в США, Франции, Ирландии, Индии, Турции и др. Однако из постсоветских государств, несмотря на наличие многих общих черт и проблем в экономическом развитии, только Казахстан решился пойти на этот эксперимент.
По подсчетам экспертов, в странах СНГ, и Казахстан здесь не исключение, внутренние инвестиционные возможности используются не более чем на 25 процентов. Большая часть различного рода сбережений предпринимателей, населения находится в наличных долларах внутри страны или вовсе вывезена за пределы страны.
Такого рода "экспорт капитала" происходит по целому ряду объективных и субъективных причин и осуществляется путем как законных, так и незаконных внешнеэкономических операций. (Здесь нельзя не вспомнить, какой необыкновенной популярностью у бизнеса в СНГ пользовались до последнего времени разного рода "оффшорные зоны", через которые на западные счета прокачивались колоссальные денежные средства, связанные с различными схемами экспорта по ценам, весьма далеким от мировых).
При этом мотивами массового оттока предпринимательских капиталов в период кризисного или неустойчивого состояния экономики являются не только предпринимательская целесообразность и выгодные схемы достижения доходности бизнеса, но и стремление обеспечить сохранность и безопасность денежных средств. По этой причине процессы "утечки" капиталов получили широкое распространение в странах с переходной экономикой, для которых весьма характерны неустойчивая финансовая система и высокие хозяйственные риски.
В России, например, по оценке Центрального банка страны, незаконный вывоз капитала только в 1999 году составил 8 процентов внешнеторгового оборота, или 9,1 млрд. долларов (по расчетам независимых экспертов - 23 млрд. долларов). В Казахстане, по данным Национального банка страны, незаконный отток капиталов за рубеж в 1999 году составил 640 миллионов долларов, что, очевидно, также является цифрой весьма заниженной. Официальная статистика не может отражать всего объема "утекающих" капиталов, поскольку существует масса трудно контролируемых каналов вывоза валюты: контрабанда, завышение импортных и занижение экспортных цен, фиктивный импорт услуг, завышение процентов по иностранным кредитам и т.д.
Каковы основания для уверенности в том, что амнистия капиталов может принести реальные плоды?
За десять лет независимости Казахстан, избрав модель светского демократического социального государства с либеральной рыночной экономикой, провел глубокие преобразования. В результате в республике функционирует принципиально новая экономика, преобладает частная собственность, создана конкурентная и либеральная рыночная среда.
Одно из значительных достижений - объемы привлеченных иностранных инвестиций. Уже сейчас в Казахстан вложено более 10 млрд. долларов США иностранного капитала.
Достигнута макроэкономическая стабилизация, обуздана инфляция, заметен устойчивый экономический рост. Казахстан постепенно переходит от кризисного управления экономическими процессами к методам позитивного рыночного регулирования, к политике устойчивого развития.
Банковская и финансовая системы страны демонстрируют надежность. В целях дальнейшего укрепления доверия населения к отечественным банкам второго уровня в Республике Казахстан создана система коллективного страхования банковских депозитов.
Растут золотовалютные резервы государства, имеются собственная и устойчивая национальная валюта, ликвидный валютный рынок.
Инфляция с уровня более 22 процентов в 1993 году доведена до 19,8 процента в 1999 году. В 1999 году Казахстан вышел на положительный торговый баланс в размере 203,9 млн. долларов США, достиг устойчиво низкого дефицита бюджета 66,6 млрд. тенге (3,5 процента к ВВП). В 2000 году эти положительные тенденции еще более укрепились.
В отличие от России в Казахстане не произошло экономического коллапса, не наблюдалось бегства инвесторов, и за деятельностью банков был обеспечен строгий контроль. Перед наступлением мирового кризиса правительству удалось принять превентивные меры и удержать на должном уровне все важнейшие макро- и социально-экономические показатели.
Вот такой благоприятный фон способствовал принятию закона "Об амнистии граждан в связи с легализацией ими денег". Закон предусматривает проведение исключительно разовой (рассчитанной на 20 дней) акции по легализации денег граждан Казахстана, которые были ранее выведены из экономического оборота и не были задекларированы.
Законом освобождаются от ответственности лица, совершившие отдельные правонарушения в сфере экономики. Причем такого рода амнистия будет касаться целого ряда статей не только Кодекса об административных правонарушениях, но и Уголовного кодекса Республики Казахстан. Таких, к примеру, как незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, лжепредпринимательство, уклонение гражданина от уплаты налогов и другие. Однако при этом в законе прямо предусмотрено, что его действие не распространяется на личности, деньги которыми получены в результате коррупционных правонарушений, преступлений против личности, мира и безопасности государства, собственности, интересов общественной безопасности и общественного порядка, здоровья населения и нравственности.
Легализация капитала путем амнистии будет осуществляться без выяснения источников получения этих средств при условии их возврата в реальный сектор экономики через целевое направление на производственное инвестирование. Правительство Казахстана обнародовало основные направления возможного вложения легализованного капитала в экономику страны.
Объявленные суммы не включаются в налогооблагаемый доход. Банки вручат бывшим "теневикам" соответствующие справки. Информация о наличии специальных счетов и наличии денег на них не подлежит разглашению. Наличие спецсчета не может быть основанием для проведения любых процессуальных действий, в том числе осуществления уголовного преследования или применения административного взыскания.
Каков может быть экономический эффект данной акции?
Экономика Казахстана, по имеющимся данным, испытывает нужду в инвестициях с низкой ценой и на длительный срок. По экспертным оценкам специалистов Министерства экономики и торговли Казахстана, на долю скрытого производства и "теневой" экономики в стране приходится 25-27 процентов валового внутреннего продукта. Если производство ВВП Казахстана в 1999 году составило 15,8 млрд. долларов, то на долю скрытого оборота приходится около 4 млрд. долларов. При этом утечка капитала за последние 5 лет составила сумму до 5-6 млрд. долларов.
Казахские эксперты считают, что с учетом различных факторов государство может рассчитывать на легализацию от 0,5 до 2-3 млрд. долларов.
Нельзя сказать, что предстоящая акция вызывает какие-либо бурные общественные обсуждения в Казахстане, активное неприятие либо широкую публичную поддержку. Исключение составляют, пожалуй, государственные и некоторые специализированные средства массовой информации, где в целом преобладают спокойные комментарии к закону, позитивные мнения и оценки перспектив начавшейся акции. Полное молчание хранит по этому поводу и немногочисленная и весьма слабая казахстанская оппозиция.
Однако ясно одно: если не накануне, то в ходе акции и после ее проведения общество будет задавать все больше вопросов относительно пользы легализации в решении социальных вопросов и проблем гражданского населения.
Помимо стабилизации тенге, очевидно, власти Казахстана рассчитывают и на другие плюсы, которые могут иметь позитивное значение для всех казахстанцев. Понятно, что легализованные капиталы, в случае, если они действительно придут в экономический оборот, - это "дешевые" инвестиции. Вместе с укреплением нацвалюты это выгодно бюджету с точки зрения уменьшения стоимости обслуживания внешнего долга.
Население же получит удешевление импортных товаров, доля которых в общей структуре потребления в Казахстане достаточно высока. Производителям - позволит снизить затраты на приобретение импортного оборудования, что также положительно повлияет на снижение себестоимости производимых товаров и услуг.
Приток легализованных денег в открытую экономику позволит увеличить занятость населения, что также позитивно отразится на социальной ситуации.
Правительство Казахстана, судя по публикациям в официальной прессе, весьма серьезно и всесторонне готовилось к акции. Достаточно сказать, что, по информации из весьма компетентных источников в Астане, издан специальный приказ председателя таможенного комитета страны, по которому во время проведения акции будет обеспечен беспрепятственный ввоз наличной иностранной и национальной валюты через казахстанские таможни.
Несомненно, опыт Казахстана будет иметь важное значение для всех постсоветских государств. И хотя понятно, что главным условием предотвращения оттока валюты является создание общеэкономических условий, при которых вывоз доходов за границу перестает быть экономически выгодным, хочется пожелать нашим соседям успеха в осуществлении столь смелого шага.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников