"КИНОТАВР" СПАСЛИ "СТАРУХИ"

Репортеры светской хроники на "Кинотавре" откровенно скучают: писать не о чем. Несколько раз отказал микрофон у Иосифа Кобзона во время концерта. Длинноногая модель поскользнулась на Звездной дорожке. Собака пробежалась по сцене во время выступления известной питерской певицы. Вот и все сюжетики, которые подарил фестиваль "акулам пера" и прочим папарацци.

В остальном фестивальная жизнь катится по четко заведенному графику. Утром самые спортивные звезды - а среди них актеры Дмитрий Харатьян и Никита Джигурда, режиссер Светлана Дружинина, сценарист Ираклий Квирикадзе - делают на пляже разминку, потом подолгу плавают в море, которое прогрелось уже до 20 градусов. Загоревший до африканской черноты Владимир Меньшов прохладной воды избегает - он "наматывает" свои обязательные километры в теплом бассейне. Марк Рудинштейн водным процедурам предпочитает настольный теннис, в который "рубится" с присущим ему азартом каждое утро. Станислав Говорухин, невозмутимо попыхивая трубкой, сидит по большей части в тенечке, играет в шахматы и нарды, иногда позволяет себе сгонять партию-другую на бильярде. Мольберт в этот раз Станислав Сергеевич с собой не взял - все окрестные пейзажи он уже, похоже, увековечил за предыдущие 13 фестивальных лет.
После обеда разодетая и дышащая хорошими духами публика плавно перекочевывает с пляжа в кинозал, тем более что после обоймы невразумительных лент, показанных в первой половине смотра, пришло время фаворитов. Полный зал набился на "Ключ от спальни" - новую комедию Эльдара Рязанова, о которой "Труд" уже писал в дни московской премьеры этой ленты. 75-летний мастер в очередной раз блеснул неиссякаемым чувством юмора, правда, с годами малость потяжелевшим. Но благодарная и отзывчивая на улыбку публика радостно внимала каждой удачной репризе, каждой смешной ситуации - благо постель (а действие в рязановском водевиле происходит главным образом в будуаре) дает немало поводов для комизма. Пусть и пошловатого, как посчитали некоторые.
Иной жизненный материал - сугубо драматичный, даже трагедийный - предложил еще один корифей режиссуры Виталий Мельников. Он привез из Питера в Сочи только что законченный фильм "Бедный, бедный Павел", по-новому трактующий одну из самых загадочных и спорных фигур российской истории.
- Мне очень интересен этот человек, - говорит режиссер. - Император был жесток, но в то же время по-детски наивен и беспомощен. Его считали тупым солдафоном, который повсеместно ввел жесткую муштру, но он был европейски образованным, думающим человеком. Не случайно Павла называли "русским Гамлетом", а Бонапарт сравнивал его с Дон-Кихотом. И я, изучив множество архивных документов, других источников, склонен согласиться с последним определением. Правда, не стоит забывать, что донкихотство в России почти всегда оборачивается кровью. Это мы и постарались отразить в своем фильме.
К словам режиссера остается добавить, что добротный, культурно снятый фильм "Бедный, бедный Павел" венчают две прекрасные актерские работы - Виктора Сухорукова, сыгравшего на своем веку немало "отморозков", а тут блистательно перевоплотившегося в императора, и Олега Янковского, создавшего глубокий и точный образ губернатора Санкт-Петербурга и главного заговорщика графа Палена. Думается, эти исполнители могут смело претендовать на фестивальные лавры.
А лучшей из увиденных на "Кинотавре" картин многие считают фильм "Старухи" молодого режиссера Геннадия Сидорова. Это горестная, честная лента о вымирающей русской деревне, где в покосившихся сирых избах осталось несколько древних старух да местный блаженный дурачок. Они живут привычно скудной жизнью, пока в деревню не приезжает телега с беженцами из далекого Таджикистана. Первая реакция сельчан: вон из деревни гнать чужаков, говорящих на непонятном языке, соблюдающих непонятные обычаи! Они поджигают дом, в котором обосновались беженцы, а потом, испугавшись и устыдившись содеянного, разбирают пестрое таджикское семейство по своим домам, демонстрируя тем самым и вечную русскую дурь, и неизбывную русскую же душевную ширь. Прекрасен финал этой пронзительной, человечной ленты, во время которого бабки (а их "играют" жительницы костромских деревень) принимают у молодой таджикской женщины роды, а затем устраивают пир на весь мир. Люди, верящие в разных богов, объединяются, чтобы вместе жить на этой заброшенной, забытой властями, но дивно прекрасной земле. Финальные титры шли под гром аплодисментов и возгласы "браво", овации продолжались в зале минут десять. Такого горячего приема ни одна лента на нынешнем "Кинотавре" еще не встречала. Прислушается ли к реакции зала жюри, возглавляемое триумфатором прошлогоднего "Кинотавра" режиссером Валерием Тодоровским?
Впрочем, впереди еще показ фильмов "Бабуся" в исполнении редкостно своеобразного режиссера Лидии Бобровой, "Магнитные бури" маститого Вадима Абдрашитова, "Марш славянки" дерзкой, эпатажной Натальи Пьянковой. Так что призовой пасьянс пока раскладывать рано...