06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НА СЕВЕРЕ ДАЛЬНЕМ

Исаев Александр
Опубликовано 01:01 16 Июня 2004г.
Общеизвестно: в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском (Югра) автономных округах находится львиная доля запасов отечественного газа и нефти. Это, можно сказать, главный валютный цех России. Только Ямал обеспечивает четверть всех валютных поступлений государственного бюджета страны. По международным экспертным оценкам, в ближайшие полвека не только Россия, но и вся Европа будут обеспечиваться газом, добытым на Ямале.

Без активного участия Ямала и Югры под вопросом было бы многое из намечаемого: удвоение ВВП, борьба с бедностью, реформа армии, строительство дорог, доступного жилья, обеспечение достойного уровня здравоохранения, образования... На Севере это прекрасно понимают и всей душой желают помочь в решении выдвинутых президентом задач. Вот почему практическое лишение средств от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в результате бюджетно-налоговых реформ (вступление в силу Бюджетного и второй части Налогового кодексов) - а это миллиарды рублей регионального бюджета - здесь восприняли, конечно, не на ура, но с полным пониманием. В результате бюджетные доходы Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) уже не будут зависеть от рентных платежей (0% доходов от НДПИ на газ), а свое социальное развитие регион должен обеспечивать исключительно за счет налогов, образуемых непосредственной экономической активностью населения. Это по части бюджетно-налоговых реформ.
Но параллельным курсом следуют реформы административные. А именно - Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Сам по себе закон гибок, оставляет простор для маневра. И это мудро: ведь нельзя все 89 субъектов Федерации выстроить по одним стандартам. В Чечне, например, и на Ямале организация органов власти совпадает лишь в общих принципах. Но на свет появляется законопроект N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В нем перечислены 24 (!) полномочия, которые - в нашем случае Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа - должны передать Тюменской области. Не вдаваясь в законотворческие нюансы, можно сказать, что по сути автономные округа теряют свою самостоятельность, потому что Тюмени вместе с полномочиями передаются и средства, после чего бюджет области будет общим. Что мы имеем "на выходе"? Два экономически развитых, социально и политически самодостаточных и очень специфических субъекта Федерации, наполняющих госбюджет валютой, де-факто уходят в подчинение другого - по большей части аграрного субъекта. К чему это приведет? Скорее всего к потерям на всех направлениях.
ПЛАНЫ ЕСТЬ.
НУЖНЫ ЛИ ОНИ?
Как сказано в Послании президента РФ Федеральному Собранию, "время расчистки завалов" позади, мы подошли к решению масштабных задач. Одна из них - форсирование темпов роста экономики. При этом предпочтение отдается диверсификации национальной экономики, снижению зависимости бюджетных доходов от ресурсных платежей. В соответствии с этим вектором развития органы власти ЯНАО разработали "Стратегию социально-экономического развития ЯНАО во взаимосвязи с Энергетической стратегией России до 2020 года". В ее основе - задача создания на территории ЯНАО своего перерабатывающего комплекса на базе богатейших сырьевых ресурсов. Тем более что в последние годы открываются впечатляющие перспективы развития Северного морского пути, растут потребности внутреннего рынка, рынков Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Так вот, под все это на территории ЯНАО специалисты предложили развивать собственные нефтехимические и газохимические производства, энергетику и горную промышленность Полярного Урала. Такая экономическая политика позволила бы решить проблемы утилизации попутного нефтяного газа и максимально использовать "низконапорный" газ, который в колоссальных объемах сегодня остается в недрах крупных месторождений (почти 5 трлн. куб. м), а также снизить зависимость уральской металлургии от импорта хромитовых, марганцевых и других руд.
Естественно, что без комплексного развития транспортной инфраструктуры такая задача невыполнима. Поэтому администрацией Ямала разработана комплексная Концепция развития энергетики, сети железных и автомобильных дорог, телекоммуникационной связи. Все эти проекты призваны соединить в единый узел экономику Арктики, Крайнего Севера и промышленность Уральского федерального округа. Предложенные генеральные схемы вполне реальны. Они поддержаны субфедеральными инвестиционными программами ЯНАО и уже приняты к исполнению. Это и строительство завода по стабилизации конденсата и сжижению природного газа, и совместное с ОАО "РЖД" финансирование строительства и эксплуатация железных дорог на территории ЯНАО, и совместная с ОАО "Челябинский электрометаллургический завод" разработка месторождений хромитовых руд Полярного Урала, и строительство и модернизация объектов энергетики для промышленных нужд ТЭК и объектов ЖКХ.
Под финансирование указанных проектов были привлечены средства облигационных займов на три миллиарда рублей со сроком погашения до июля 2009 года. Реализация этих инвестиционных проектов дала бы возможность получать прибыль - более миллиарда рублей в год. То есть срок их окупаемости - три года. Но дело не только и не столько в рентабельности проектов как таковых. Их реализация сможет вывести экономику огромной северной территории России на новый качественный уровень интенсивного развития, придав ей современный, законченный, самодостаточный формат. Это и есть диверсификация экономики. Попросту говоря, страна перестает гнать сырье за границу и бояться изменений мировых цен. Она начинает перерабатывать его, торгует готовым продуктом; хромиты, которых у нас навалом, не закупаются за валюту в странах третьего мира; ТЭКовские холдинги прекращают "снимать пенку", выкачивая супердешевый газ и оставляя колоссальные запасы "низконапорного" газа под землей, а на территории, которая еще десятилетиями будет обеспечивать Россию валютой, теплом и светом, строятся надежные, недорогие в эксплуатации железные дороги, что послужит не одному поколению россиян. Обратите внимание, насколько созвучны идеи этих проектов словам из послания президента о масштабности и долгосрочности проектов...
Но именно здесь встает упомянутая проблема реформаторской поспешности. Потому что с вступлением в силу Федерального закона 95-ФЗ этим начинаниям вряд ли дано осуществиться. Все очень просто: по новому закону Ямало-Ненецкий автономный округ не сможет продолжить реализацию инвестиционной программы, потому что он лишается полномочий по заимствованию и управлению государственным долгом. Более того, встает вопрос о возврате уже осуществленных заимствований, так как источники их погашения в виде налоговых доходов перераспределятся в бюджет Тюменской области, хотя эмитентом остается ЯНАО. В результате органы власти Ямала окажутся полностью исключенными из дальнейшего участия в реализации ими же разработанной стратегии. С большой долей вероятности можно утверждать, что в лучшем случае кратно снизятся темпы реализации Энергетической стратегии России.
ТРЕВОЖНЫЕ ОЖИДАНИЯ
Что несет с собой принятие поправок в Бюджетный кодекс, запускающих механизмы Федерального закона N 95-ФЗ?
Практически все налоги, собранные на Ямале, с 1 января 2005 года начнут поступать в областную бюджетную систему. Сколько их вернется назад - жизненно важный вопрос для всего населения округа. Поэтому никаких гарантий ни Федеральный закон N 95-ФЗ, ни поправки в Бюджетный кодекс ему не дают. Таким образом, через изъятие 24 полномочий в пользу Тюменской области ямальское сообщество (состоящее из производственных коллективов, бюджетников, коренных народов Севера) фактически утратит юридически оформленный вид в лице отдельного субъекта Федерации - Ямало-Ненецкого автономного округа. Впервые с 1930 года на Ямале исчезнут органы управления социально-экономическим развитием территории. ЯНАО из отдельного самодостаточного региона превратится в массив разнотипных муниципальных образований областного подчинения. В результате политики "укрупнения" произойдет де-факто "разукрупнение" одного из самых перспективных в экономическом плане субъектов Федерации.
Исторически сложилось так, что небольшой по численности населения Ямал стал мировым центром газодобычи и центром общенационального значения по добыче нефти и хрома. В этом контексте население воспринимает правовой статус ЯНАО как самостоятельного субъекта Российской Федерации, как особо значимую для страны территорию. Очевидно, что при этом нарушается фундаментальный экономический принцип региональной политики любого федеративного государства: не лишать перспектив и стимулов социально-экономического развития одних регионов путем механического перераспределения ресурсов в пользу других, не обладающих собственной концепцией и возможностями саморазвития. Сейчас в регионе сформировались три компактные системы управления двух автономных округов и области, которые взаимодействуют между собой как юридические лица на гражданско-правовой основе. Этот тип отношений рационален, прозрачен и адекватен рыночной среде. "Укрупнение", к которому ведут Федеральный закон N 95-ФЗ и новая редакция Бюджетного кодекса, будет означать ухудшение диверсифицированной (в экономико-географическом, нормативно-правовом и организационно-кадровом аспектах) региональной системы управления. Фактически исчезнут два ключевых (ЯНАО и ХМАО) фактора социально-экономической модернизации и инноваций в регионе.
ВСЕ ДЕЛО В МЕТОДЕ
Впрочем, все вышеперечисленные последствия приведены лишь с одной оговоркой: если Федеральный закон 95-ФЗ будет исполняться без каких-либо дополнительных нормативно-правовых актов. В целом же он предполагает несколько вариантов юридического оформления взаимоотношений между ЯНАО, ХМАО и Тюменской областью. В них необходимо сбалансировать интересы всех трех субъектов Федерации через заключение соответствующего договора между ними. При этом следует оговорить перенос сроков передачи в область исполнения 24 и иных полномочий, а также всего объема федеральных налогов, образуемых на территориях ЯНАО и ХМАО, как минимум на 2-3 года. Это время необходимо для осознания и притирки к местным условиям нового Бюджетного кодекса. В частности, на реализацию упомянутых уже инвестиционных проектов в рамках Энергетической стратегии. Ведь если мы хотим испытать на машине новый карбюратор, то не следует одновременно менять и марку горючего, иначе мы не замерим точных параметров.
В договоре необходимо жестко обозначить долю федеральных налогов, которые должны поступать в областной бюджет для компенсации выпадающих доходов от налогов на добычу полезных ископаемых. Как это ни парадоксально, но из всего субъекта под названием "Тюменская область" (Югра, Ямал и сама Тюменская область) сейчас именно область имеет наиболее рентозависимый бюджет (до 47 процентов всех доходов). Следовательно, со следующего года ее бюджет потеряет больше прочих. Попытки Тюменской области компенсировать выпадающие средства за счет доходов округов, образуемых непосредственной экономической деятельностью населения Ямала и Югры, нерациональны изначально. Дело в том, что население проживает здесь в экстремальных условиях Севера, а значит, в более тяжелых и объективно затратных условиях труда и быта.
Механика разработки этого договора довольно проста. Он должен быть утвержден и ратифицирован соответствующим федеральным законом.
И наконец самое главное: и договор, и проект Федерального закона "Об отношениях между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа" уже существуют! На одном из последних заседаний Госдумы Ямала договор принят и направлен на ратификацию в органы законодательной власти Югры и Тюмени.
И последнее. Никто не оспаривает целесообразность проводимых преобразований, речь идет лишь о методах их проведения, о планомерности и последовательности.
Вот и президент в своем Послании обозначил, что "преемственность стратегического курса, продолжение преобразований, уже проверенных практикой, является основой нашего дальнейшего стабильного развития". Так что правительству, Государственной Думе, региональным властям остается лишь тщательно внять призывам главы государства. Иначе как бы в реформаторском порыве вместе с водой не выплеснуть дитя.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников