КИШИНЕВСКИЙ ДЕМОКРАТИЗАТОР

Новый этап в истории Молдавии - так громко называют в республике украинский план приднестровского урегулирования, предложенный Виктором Ющенко.

Предложение Ющенко сразу обсудили на заседании парламента Молдавии. С явным одобрением сообщил о нем сам глава государства Владимир Воронин, тут же, правда, существенно дополнив важными, на его взгляд, положениями.
Ющенко предложил, в частности, провести в регионе свободные выборы органов местного самоуправления под международным мониторингом, осуществить правовое оформление Приднестровья как региона с особым статусом в составе Республики Молдова.
Однако еще в начале июня в Страсбурге, выступая перед членами Комиссии по международным делам Европейского парламента, президент Молдавии заявил: "Предложенный план (Ющенко. - П.Р.) имеет и недостатки. Например, в нем не предусмотрен вывод военного контингента России и демилитаризации региона. План не содержит четких критериев демократизации Приднестровья".
Парламент эту критику главы государства учел с лихвой. И принял обращение "О принципах и условиях демилитаризации Приднестровского региона РМ", в котором, в частности, в ультимативной форме говорится, что "Российская Федерация завершает до конца 2005 года вывоз и уничтожение российских боеприпасов и вооружений, а также вывод российских сил, находящихся на территории Республики Молдова". Столь же ультимативно требуют депутаты вывести (правда, до 31 декабря 2006 года) и российских миротворцев.
Не менее категорично звучит и второе обращение парламентариев - "О критериях демократизации Приднестровского региона Республики Молдова". Предусматривается, в частности, участие в выборах "только при подтверждении гражданства Республики Молдова". Хотя все прекрасно знают, что таковых на Левом берегу и трети не наберется. Основная масса жителей региона молдавское гражданство так и не приняла. Однако демократизация по-кишиневски избирательного права для них не предусматривает. Зато требует "устранения препятствий для свободной деятельности политических партий Республики Молдова на территории Приднестровского региона".
Комментирует Михаил МАРГЕЛОВ,
председатель Комитета Совета Федерации по международным делам:
- События в Молдавии имеют явный антироссийский подтекст. Москву пытаются выдавить из региона. Не стоит забывать, что для урегулирования ситуации в регионе был создан "формат пятерки" (ОБСЕ, Молдовы, Приднестровья, России и Украины. - Ред.), и Россия является полноправным и полновесным его участником. Я уверен, что только в рамках этого формата можно решить проблему урегулирования конфликта. Об этом же много раз говорил и президент Молдавии Владимир Воронин, который, правда, как типичный лидер страны "третьего мира", часто меняет свои позиции. Сегодня молдавская политическая элита развернута в сторону украинского плана урегулирования конфликта в Приднестровье. Не удивлюсь, если завтра она развернется в противоположную сторону.
На мой взгляд, то, что предлагается Украиной, направлено в первую очередь не на решение самой проблемы, а на фактическую изоляцию Приднестровья в рамках Молдавии. К сожалению, термином "реинтеграция" разработчики плана лишь вводят в заблуждение, ибо в результате Приднестровье должно оказаться местечковой автономией, слабо влияющей на внешнюю и внутреннюю общегосударственную политику. Безусловно, Россия в этой ситуации продолжит отстаивать интересы Приднестровья, ущемляемые предложенным планом.
Требование парламента Молдавии вывести российские войска из Приднестровья до конца этого года заставляет усомниться в способности нынешнего молдавского руководства принимать серьезные политические решения и трезво оценивать ситуацию. Пока Кишинев не проявит здравомыслия, политической воли и не сделает совместно с Россией в рамках пятерки все, чтобы решить политическими методами проблему Приднестровья, наши войска продолжают оставаться гарантией того, что конфликт не перерастет в открытое противостояние. Такое развитие событий в непосредственной близости от границ России просто недопустимо.