05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-4...-6°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЧТО С ТОБОЙ, МАЛЫШ?

Берестов Cерафим
Опубликовано 01:01 16 Июня 2005г.
Моей дочке скоро будет 4 года. Думаю, что она способный ребенок: уже рисует, легко запоминает стихи и даже случайно услышанные тексты, начала проявлять некоторые способности логического мышления. Дома невероятно разговорчива и любознательна. А вот при посторонних людях, будь даже это наши родственники и соседи, замыкается. В детском саду тоже предпочитает уединяться, ни с кем не разговаривает, не играет, пассивно выполняет задания на занятиях. Чувствую, садик для нее - каторга. Зато дома с удовольствием воспроизводит все, что услышала и "записала" там. Воспитатели и няни в садике не замечают ее. Жена также строга к девочке. А вот я с удовольствием удовлетворяю дочкино любопытство, стараюсь ей потакать во всем. Хочу, чтобы выросла счастливым, полноценным ребенком, без комплексов. Обращался к специалистам-психологам, но ответы их, к сожалению, противоречивы: не знаю, к кому из них прислушиваться. Надеюсь на помощь и консультацию любимой газеты. Ваш неизменный читатель З.ИБРАГИМОВ.

ЛЕКАРСТВО ОТ ЗАСТЕНЧИВОСТИ
- К сожалению, в последние годы специалистам очень часто приходится сталкиваться с подобными вопросами родителей, - отвечает известный детский психолог Ирина МЕДВЕДЕВА. - Самое сложное в таких ситуациях - провести четкую грань между нормой (а застенчивость в принципе нормальная человеческая черта) и нарушениями хрупкой детской психики. Особенно когда стеснительность "не в моде" в отличие от так называемых раскованности и раскрепощенности. Понятие нормы нынче размыто, и "раскрепощенность" превращается в элементарную распущенность.
С другой стороны, застенчивость может принимать настолько гипертрофированные формы, что мешает ребенку развиваться, нарушает одну из основных жизненных функций - функцию общения. Судя по всему, автор письма столкнулся именно с этой проблемой.
- Что в этой ситуации делать?
- Прежде всего ответить на вопрос, из каких основных составляющих складывается гиперзастенчивость. На поверхности - так называемый "комплекс неполноценности": робость, неуверенность в себе, плохое психологическое самочувствие малышки в новом коллективе. Но мало кто может (в том числе, увы, и воспитатели в садике, и детские психологи) выделить такое неизбежное при повышенной застенчивости свойство натуры, как обостренное чувство себялюбия. Да-да, именно так. С одной стороны, спрятанные глубоко большие амбиции маленького человека. С другой - заниженная самооценка.
Ребенок подобного склада катастрофически боится быть хуже других. Или вообще не быть самым первым. Именно поэтому он избегает контактов с малознакомыми или вообще неизвестными ему людьми: ведь в общении с ними малышу "не светит" заранее гарантированная успешность. А заниженная самооценка мешает ему рискнуть, положиться на удачу и успех в незнакомом обществе.
Вот дома - все иначе. Здесь ребенок может не сомневаться в своей "оцененности" и ведет себя совершенно свободно. А родители поражаются этому "необъяснимому" контрасту в сравнении с "забитостью" в детском саду.
Да, гордыня в сочетании с заниженной самооценкой - сложный характерологический клубок. Как его распутать? Действовать, думаю, надо одновременно в двух направлениях. С одной стороны, надо помогать ребенку повышать уровень его самооценки. С другой - развивать сострадание. Очень полезно отвлечь сверхвнимание ребенка к собственной персоне и направить его на тех, кто нуждается в жалости, заботе и помощи окружающих. Наверное, давать советы легко, воплотить их в жизнь, достичь педагогического успеха - несравненно сложнее. Но, увы, другого лекарства от застенчивости не существует.
- Что еще родители могут сделать для повышения самооценки своего чада?
- Пожалуй, родителям в таких ситуациях стоит поговорить с теми, кто заботится о ребенке в их отсутствие. Например, с воспитателями детского сада. Полезно попросить их выдать ребенку "лавры в кредит": если у него что-то получилось хоть "на копейку", пусть похвалят его "на миллион". Родители вообще могут помочь работникам детского сада найти наиболее адекватное поле для самоутверждения своего "проблемного" чада: ведь им лучше известно, что у малыша хорошо получается, к чему у него "лежит душа", за демонстрацию каких способностей его можно было бы похвалить, вызвать уважение и даже восхищение других детей. Но очень важно помнить, что повышение самооценки - лишь тактическая мера. Если сосредоточиться только на этом, то тайная гордыня может легко превратиться в явную заносчивость, хвастовство, высокомерие. Стратегической задачей все же остается развитие у ребенка способности к сопереживанию.
И еще. Часто взрослые умиляются, когда видят маленькое робкое застенчивое существо, жалеют его, "сюсюкают" с ним. Постарайтесь не делать этого сами и попросите о том же тех, кто приходит в ваш дом, общается с вашим ребенком. "Детоцентризм" - весьма благодатная почва для эгоцентризма.
КОГДА РОДИТЕЛЯМ НАДО БИТЬ ТРЕВОГУ
С какими "бытовыми" нарушениями детской психики сегодня чаще всего встречаются психиатры и психологи? На какие особенности поведения своих чад родителям стоит обратить особое внимание?
1. Ребенок ведет себя в незнакомой обстановке так же, как в привычной. С "чужими" взрослыми - как с родителями, близкими родственниками, а то и как с "товарищами по песочнице". С точки зрения психиатрии такое поведение ребенка может настораживать. Его "отвязанность" специалисты могут воспринять и как издержки воспитания, и... как симптом серьезного заболевания психики. Детские психиатры и психологи с большим стажем работы сходятся в одном: понятие "нормы" сегодня действительно изрядно подпорчено модой на манеру поведения - без комплексов. Зачастую родители подобную "отвязанность" поощряют, хотя им в пору задуматься: все ли в порядке с психикой и душевным настроем их ребенка. "В любом случае, даже если со здоровьем ребенка все в порядке и он лишь слепо повторяет манеры увиденного им по телевизору героя, поведение необходимо корректировать", - считают специалисты.
2. Ребенок перестает соблюдать иерархию в модели "родители - дети". Это может проявляться, например, в агрессии по отношению к старшим: малыш ударяет кулачками родителей в ответ на какое-то замечание, пусть даже это происходит в игре. Родители, как правило, подобным выходкам своего карапуза умиляются, не наказывают его. Может, наказывать и не стоит, но разобраться в причинах "игрушечной" агрессии все же надо обязательно.
3. Ребенок начинает проявлять не детскую "рассудительность" и даже поучать родителей. Случай из опыта давно практикующего детского психиатра-психолога: шестилетняя дочка выговаривает своей маме, что та снова беременна, да еще и третьим ребенком. Мама в восторге от дочкиного "резонерства". Своего малолетнего педагога она не только не осаживает, но и приводит в пример в беседах с подругами. "Все бы ничего, - говорит специалист, - но в классической психиатрии несоблюдение иерархии, поучения родителей маленькими детьми - вполне возможный симптом тяжелого расстройства. Да, в подавляющем большинстве случаев дети, слава Богу, психически нормальны, но родители все равно не должны допускать этого преждевременного перехода "за флажки".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников