СВАДЕБНЫХ ГЕНЕРАЛОВ НЕ БУДЕТ

Завтра открывается XXVII Московский международный кинофестиваль. В течение 10 дней в одиннадцати кинотеатрах столицы можно будет увидеть немало интересного из того, что было снято в мире за прошедший год. Церемонию открытия и закрытия фестиваля в прямом эфире покажет Первый канал.

Из авторов 17 фильмов основного конкурса ММКФ российские киноманы более или менее наслышаны разве что о чехе Петре Зеленке, привезшем в Москву комедию абсурда "Хроника обыкновенного безумия", да о соратнике Ларса фон Триера по "Догме-95" датчанине Томасе Винтерберге, приехавшем на фестиваль с фильмом "Дорогая Венди". Остальных можно отнести к категории "темных лошадок", звезд с неба пока что не хватавших. На этом фоне внушительно выглядит единственная российская картина конкурса - ретро-драма "Космос как предчувствие", снятая Алексеем Учителем по сценарию Александра Миндадзе. Действие там происходит в 1957 году в российской глубинке. Герои - люди простые: повар, две сестры-официантки и рабочий. Сюжет пересказать трудно, да и не нужно. Положимся на чутье отборщиков ММКФ, уговоривших продюсеров "Космоса..." изъять его из конкурса "Кинотавра". Сей скандальный факт можно расценить не только как пример борьбы между фестивалями "за право первой ночи", но и как трезвый расчет на победу. Оценивать основной конкурс будет жюри под председательством кинодраматурга Валентина Черныха.
Второй конкурс под названием "Перспективы" (его судит отдельное жюри) не столь респектабелен и собрал всего 9 картин. Но именно они, по мысли организаторов фестиваля, "открывают новые возможности киноязыка". В России "перспективной" оказалась картина "Пыль" - фантасмагория Сергея Лобанова о "вялом парне с рыхлым телом", который в результате экспериментов спецслужб на время превращается в "мускулистого красавца".
Как всегда многообещающе сформированы внеконкурсные программы и ретроспективы. Здесь будут показаны: фильм Майка Ли "Вера Дрейк" (обладатель венецианского "Золотого Льва"), триллер итальянца Паоло Соррентино "Последствия любви", видеоавтобиография американца Джонатана Кауэтта "Проклятье", картина о культовом рок-музыканте Курте Кобейне "Последние дни" Гаса Ван Сэнта, а также новые работы Вима Вендерса, Ларса фон Триера, Вуди Алена, Веры Сторожевой, Сиднея Поллака, Лукаса Мудиссона... С российской стороны вне конкурса заявлены блокбастеры "Статский советник" Филиппа Янковского и "Побег" Егора Кончаловского, авторские картины "Настройщик" Киры Муратовой, "Удаленный доступ" Светланы Проскуриной и др.
Пока весьма скромно обстоят дела с почетными гостями. Тут, очевидно, сказались проблемы с финансированием. Нынешний ММКФ недополучил 20 процентов бюджетных средств. Частично эту брешь залатает правительство столицы - по личному распоряжению Юрия Лужкова фестивалю будет выделено 5-6 млн. рублей. Но знаменитости в Москву все же приедут, хотя, наверное, и не такие "дорогие", как Квентин Тарантино или Алан Паркер. Как философски заметил директор программ ММКФ Кирилл Разлогов, "заманивание "звезд" без фильмов вредит киносмотру" и отвлекает журналистов. Поэтому французская кинодива Анни Жирардо будет представлять вне конкурса мистический триллер Михаэля Ханеке "Скрытое", триумфаторы Канн-2005 братья Дарденн - свое "Дитя", "звезда" "новой волны" Жанна Моро - фильм Франсуа Озона "Время прощания". А "изысканный живописец экрана" британец Питер Гринуэй покажет новую часть фильма "Чемоданы Тульса Люпера", которую дублировали наши киночиновники Швыдкой, Разлогов и Дондурей. Пока остается только гадать, кому из зарубежных знаменитостей будут вручены традиционная премия "За вклад в мировой кинематограф" и спецприз имени Станиславского, чье имя до сих пор глубоко почитаемо во всем мире.