БЕЗ ПОЛ-ЛИТРЫ НЕ РАЗБЕРЕШЬСЯ

Водочный рынок опять трясет, как пьющего мужика с похмелья. Федеральная налоговая служба приостановила действие лицензий у 320 алкогольных компаний (свыше половины всех заводов), которые вовремя не установили спиртовые счетчики. Некоторые эксперты заговорили, что если такое количество предприятий встанет, то цены снова подскочат и спиртное будет в дефиците. В прошлом году мы уже такое проходили.

ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система), которая должна была поставить на контроль спиртовые потоки, уже давно стала, как тот "призрак коммунизма", которым пугали Европу. Как только систему стали внедрять, рынок периодически впадает в кому. Сначала ее хотели запустить 1 января 2006 года, однако чиновники Минэкономразвития не подготовили документы, и новые акцизные марки были напечатаны с двухмесячным опозданием. Все это время ликеро-водочные заводы стояли на приколе. Летом 2006 года, когда запретили хождение старых акцизных марок, на алкогольных прилавках было шаром покати. Бутылки со старыми марками вывезли на оптовые склады, новую продукцию не выставили. Она должна была идти через ЕГАИС, а система не работала.
По закону о госрегулировании оборота алкоголя все заводы следовало оснастить счетчиками измерения спирта до 1 июля 2006 года, но приказы ФНС и Минфина появились только в конце года. А именно там предписывалось, какие счетчики ставить. В итоге правительство снова перенесло дату подключения счетчиков, однако срок их установки (до 1 июля) изменен не был. И вот теперь тем, кто не успел, ФНС приостановила лицензии. В общем, путаница и неразбериха шли только из чиновничьих кабинетов.
Как заявил корреспонденту "Труда" глава Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин, в соответствии со статьей 23 закона о госрегулировании оборота алкогольной продукции у нас запрещено проводить контрольные мероприятия на средства проверяемых организаций. То есть если ФНС контролирует ликеро-водочные заводы, то она и должна приобретать счетчики и ставить их там. Кстати, теперь предприятиям предписано покупать их, в частности, на Арзамасском приборостроительном заводе, который таким образом стал почти монополистом.
Самое обидное, в том числе и для налоговиков: даже если заводы поставят у себя эти приборы, то ЕГАИС все равно не заработает. Как выяснилось, под новые счетчики еще не разработано программное обеспечение. И не исключено, что со временем вдруг окажется, что счетчики не те, их опять придется менять. В общем, чем дальше в ЕГАИС, тем больше надо денег.
В Национальной алкогольной ассоциации заверяют, что даже в случае остановки свыше 300 заводов дефицита спиртного не будет. Нишу местных производителей моментально займут импортеры. При этом некоторые виды самой дешевой водки с рынка исчезнут навсегда. Часть заводов обязательно свернет производство, рынок будет переделан в пользу крупных компаний. Мелкая рыбешка всплывет кверху брюхом, разливать "злодейку с наклейкой" будут только акулы.
Между прочим, один арзамасский счетчик стоит 20 тысяч долларов (другие марки еще дороже), а предприятию надо в среднем четыре таких прибора. Итого минимум 80 тысяч. Естественно, этими затратами ликеро-водочные заводы с дорогой душой поделятся с гражданами, подняв цены на алкоголь. Впрочем, они по осени все равно поползут вверх из-за роста акциза. По оценке экспертов национальной алкогольной ассоциации, к зиме бутылка водки подорожает на червонец.
ПОЧЕМУ ВОДКА ТАКАЯ ДОРОГАЯ?
Сегодня пол-литра в среднем стоит около 90 рублей. Но в этой цене доля собственно спирта ничтожная - только 5 рублей. Пьющие граждане отдают свои кровные не производителям, а налоговикам.
На долю акциза приходится 32,5 рубля,
торговая наценка и маркетинговые затраты - около 19 рублей,
НДС - 16 рублей,
амортизация -
4 рубля,
тара - 3 рубля,
другие налоги - 2 рубля,
колпачок и этикетка - 2 рубля,
акцизная марка - 1 руб. 60 коп.,
зарплата рабочим - 1 рубль,
доля нового счетчика - 1-2 рубля,
прибыль завода - 3 рубля.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Михаил ДЕЛЯГИН, руководитель Института проблем глобализации:
- Нам показывают по телевизору, как милиция показательно накрывает подпольные алкогольные цеха. Но основной вал подпольной водки разливается на легальных заводах. Это колоссальный бизнес, долю от которого, безусловно, имеют чиновники - иначе бы они его давно прикрыли. Конечно, на ликеро-водочных заводах нужны счетчики. Но создается впечатление, что нынешняя вакханалия с ними затеяна главным образом для того, чтобы этих приборов как раз и не было. Иначе коррупционеры рискуют потерять колоссальные доходы от бесконтрольного бизнеса - они измеряются как минимум сотнями миллионов долларов.
ОТ НАРОДНОГО ОБОЗРЕВАТЕЛЯ
Михаил Абрамченков, рабочий завода ЖБИ, Брянск:
- Я мужичок не сильно молодой, помню советские времена. Тогда мог на свою среднюю зарплату купить 30 бутылок водки. Правда, не покупал, потому что хватало "пузыря" в неделю. А за нынешнюю зарплату я могу купить уже 125 бутылок в месяц. Хоть залейся. Но я свою норму знаю. А молодых жалко, у меня сын пришел недавно из армии и начал в рюмку заглядывать. Сколько должна стоить водка, чтобы молодежь не сильно гналась за ней? Думаю, рублей 300 за поллитровку. Мужики, с которыми работаю, шутят, что если водка подорожает, то перейдут на "Трою". А кто-то и без шуток перейдет. Некоторые и сейчас покупают в подъездах самогонку за 20 - 30 рублей. В общем, до бунта еще далеко - правительство в четыре раза может повышать цену.