КОПНУЛ ЛОПАТОЙ - И ТЫ БОГАТЫЙ

Россия, конечно, не заповедный остров Флинта, но кладов на ее территории до сих пор скрыто немало. Поиском сокровищ занимается все больше людей, используя при этом довольно сложные технические средства. Что ищут и что находят в своем увлечении эти люди, которые очень не любят, когда на них обращает внимание пресса?

КОМУ ОТКРЫВАЕТСЯ ЦВЕТОК ПАПОРОТНИКА
Хранить деньги в земле совсем невыгодно, но надежно. Клад не вклад, процент не растет, но сохранность гарантирована. В лихие времена именно это особо ценилось "вкладчиками". А поскольку волны лихолетий много раз перекатывались по российским равнинам, предки наши регулярно делали "взносы", и очень часто нажитое оставалось невостребованным по причине преждевременной смерти владельца.
Вопреки распространенному мнению до девятнадцатого века богатых людей в России было не очень много. Почти все клады, датированные более ранними сроками, не содержали золота и дорогих каменьев. Серебряные монеты и украшения, а чаще всего медные пятаки и алтыны - вот что обычно пытались сохранить в земле зажиточные люди. Это не значит, что такие находки не ценятся сейчас коллекционерами. Средневековый серебряный талер, который на Руси называли ефимком, может доходить в цене до нескольких сотен долларов. Особенно редкие - и до тысячи.
Мне рассказали случай, когда растащенный плугом клад таких монет искатели долго собирали по штучке на пашне в Харьковской области. Возней на пахоте заинтересовался один местный мужичек:
- А я такие монетки уже раньше тут находил.
- И где же они?
- Да расплющил на блесны...
Вражеское нашествие всегда было самой веской причиной укрыть нажитое в землю. Ордынские набеги за семь с лишним веков уже почти не оставили никаких следов в земле. Но разорение времен польско-литовской интервенции, когда ватаги лихих людей безнаказанно гуляли по всей средней полосе России, до сих пор напоминает о себе находками. То на Измайловском рынке, то на толкучке у магазина "Нумизмат" всплывают, время от времени монеты, украшения, детали конской упряжи, воинского снаряжения тех времен.
Мне довелось найти в куче металлолома в одной деревеньке Орехово-Зуевского района небольшую чугунную пищаль того времени. Соседнее село там до сих пор местные крестьяне зовут между собой - Паны, хотя официальное название у нее другое. По рассказам, здесь зимовал польский отряд. Жители трех окрестных деревень сначала терпели безобразия пришельцев, а в один прекрасный день дубьем и вилами перебили всю шайку. В сосновом бору за околицей сохранился небольшой курган, где закопали убитых.
Но больше всего сокрытого добра оставило после себя смутное время революции. Не так давно в переулке за Гоголевским бульваром в Москве начали ремонт старинного особнячка и благоустройство прилегающей территории. Огромный валун, который последние лет двести лежал во дворе, никому особо не мешая, решили убрать в сторонку. Когда рабочие перевернули каменюку, под ним обнаружилась ямка, а в ней сверток. В нем лежали два револьвера, россыпь патронов, две пары юнкерских погон и серебряный портсигар с запиской. Все это неплохо сохранилось. Из записки следовало, что тайник устроили двое юнкеров Александровского военного училища, принимавшие участие в боях с большевиками осенью 1917 года. Хозяин портсигара записал номер счета в Английском банке и шифр для получения денег, объяснив, что опасается за свою жизнь. Его опасения, видимо, были не напрасны: за спрятанным владелец счета не явился.
В конце семидесятых годов нашли клад в старом здании редакции "Труда". Мы тогда занимали бывший особняк известного дореволюционного издателя Сытина. По плану реконструкции дом решили сломать, но встала на дыбы общественность, и здание решено было передвинуть на 34 метра в сторону площади Маяковского. Предварительно особняк начали укреплять изнутри и, когда вскрыли полы в комнате на четвертом этаже, нашли дорогое коллекционное кремневое ружье тульского мастера Медведева, офицерскую шашку, кобуру от пистолета и бутылку из-под ямайского рома. Ружье забрал Исторический музей, шашку - офицер милиции, а ямайская реликвия еще долго украшала шкаф отдела информации газеты.
Самые ценные находки почти всегда происходят случайно. В апреле 1833 года секретарь Волоколамского земского суда ехал на дрожках по дороге к городскому собору. Пристяжная лошадь немного сбилась на обочину, и вдруг копытом выворотила из земли кувшин, набитый серебряными монетами. На Марксистской улице рыли траншею под теплотрассу. В яме пацаны откопали старинную пивную бутылку. В ней были спрятаны бриллиантовое колье, брошь с натуральным рубином и бриллиантами, кольца и серьги. Камней насчитали около полутора сотен.
Целенаправленные поиски, которыми занимаются кладоискатели, не столь щедры на драгоценные трофеи. Чаще всего энтузиаст, вооруженный металлоискателем, довольствуется монетками николаевских времен, советской мелочишкой, нательными крестиками, деталями конской сбруи, пуговицами, потерянными некогда украшениями. Но зато эта мелочь встречается почти на каждом ржаном и картофельном поле. Благо сейчас земля почти повсеместно гуляет, и шнырять с прибором можно без риска получить нагоняй от колхозного бригадира.
Однако особо упорным и везучим удается найти вещицы посущественнее. Один из опытнейших кладоискателей Москвы Николай Соловьев утверждает, что нашел несколько кладов. Еще один копатель удачно расспросил старичка на автозаправке и отыскал место, где когда-то стояло дворянское имение. В несколько заходов на пустоши было найдено больше трех десятков довольно редких серебряных монет в основном петровских и екатерининских времен.
Рассказы и легенды местных жителей при всей их фантастичности и приукрашенности деталей довольно часто содержат крупицы достоверной информации. Заполучив от старожила такую легенду, один мой знакомый потратил два года, но сумел отыскать в Курске фундамент разбомбленного в войну уже несуществующего купеческого дома и в раскопанном подвале нашел-таки клад. О ценности находки и вообще о подробностях этой своей удачной экспедиции он уже несколько лет рассказывает только в самых общих словах. Но новенькая "Нива", купленная сразу по возвращении из Курска, дает основания считать, что покопался он не зря.
СКОЛЬКО МОЖНО ЗАРАБОТАТЬ ЛОПАТОЙ
Коллекционеры, нумизматы, перекупщики охотятся за ценными и редкими находками и порой платят за них хорошие деньги. Стоимость коллекционных монет доходит до нескольких тысяч долларов. Например, я знаю, что за серебряный рубль 1741 года времен краткого царствования Ивана Антоновича заплатили больше 2000 долларов.
Но чаще на рынок попадают серийные медные денежки, которые во все времена чеканили достаточно большими сериями. Цена их невелика - от доллара до 10. Редкие экземпляры ценятся немного выше.
Столь же часты находки нательных медных и бронзовых крестов. Православное население России носило крестики поголовно и часто теряло. Обычно их цена не превышает двух долларов. Отдельные экземпляры можно продать долларов за пять-семь.
Дороже ценятся монеты отечественного чекана времен первых лет советской власти. Тут есть свои чемпионы. Двадцатикопеечную монету 1934 года могут купить примерно за 20000 рублей. 180 рублей можно получить за рублевую монету 1921 года. 6000 рублей - за пятак 1934 года. А все монеты 1958 года стоят у коллекционеров от 3000 до 12000 рублей.
Охотно покупают находки, относящиеся к временам Второй мировой войны. Даже сильно покореженный немецкий автомат уйдет на Измайловском рынке за сотню долларов, а за хорошо сохранившееся оружие коллекционеры платят 300 - 400 долларов. Карабин стоит 250 - 350 долларов. Пистолет "Люгер" - 200-250 баксов, "Маузер" - 150- 200 долларов. Даже валенки немецкого пехотинца, уродливо слепленные зимой 41-го, купят долларов за 50.
ПРОСТО МИСТИКА КАКАЯ-ТО
Черные следопыты в охоте за реликвиями войны довольно часто натыкаются на места массовых захоронений и, нарушая покой мертвых, сталкиваются с пугающими видениями. Копатели, которые стараются избегать внимания местных жителей, часто действуют в сумерки, когда добрые люди уже сидят по хатам. В эти часы многие и сталкиваются с призраками. На раскопках в Новгородской области возле немецкого кладбища появился силуэт огромного человека. Он бесшумно пересек поле и исчез в лесу. Черные следопыты говорят, что наблюдали призрак примерно с 70 метров. Похожее явление наблюдали копатели в Псковской области и тоже в сумерки возле немецкого кладбища. В Белоруссии призрак в виде мужчины, одетого в выходной костюм, но с черным пятном вместо лица повстречался копателям на безлюдной сельской дороге. Когда до неподвижно стоящей фигуры оставалось около 15 метров, черные следопыты окликнули его. Призрак боком бесшумно, словно стоял на ленте эскалатора, уехал в заросли.
Не всегда нечистая сила ведет себя так мирно. В 1997 году на раскопках под Любанью копатели увидели в вечерних сумерках огонь костра, который висел в воздухе. Всю ночь из леса доносились глухие стоны. Отошедший на несколько шагов от палатки участник раскопок заблудился и вернулся только под утро исцарапанный и перепуганный. По его словам, за ним постоянно кто-то шел, треща сучьями, и как он ни старался оторваться от неизвестного преследователя, сделать это не удавалось: парень только все больше запутывался в зарослях. Тогда он остановился и пошел навстречу тому, кто гнался за ним по пятам. Через пару минут вместо преследователя копатель увидел палатку, костер и своих перепуганных друзей.
И почти все черные следопыты отмечают одну странную закономерность. Как только начинаешь раскопки на захоронениях, почти сразу идет дождь...
ИСКАТЬ ХОЧЕТСЯ, А ВОТ СИДЕТЬ - НЕТ
Обычно кладоискатели предпочитают работать в одиночку, помалкивать о своих экспедициях, а о находках рассказывают только самым близким друзьям или родственникам. Этим копатели страхуют себя от неприятностей со стороны правоохранительных органов. Переступить грань закона в этом промысле легко. Прежде всего надо различать клад и находку. Человеку с металлоискателем может попасться и то, и другое. И прихватить удачливого копателя можно в любом варианте. По статье 233 Гражданского кодекса РФ, клад, содержащий вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, подлежит передаче в государственную собственность. Нашедшему причитается в таком случае только 50 процентов стоимости клада. Но тут закон еще учитывает интересы собственника земли, где были зарыты ценности, - ему тоже причитается доля. Однако это все из области гражданских споров, а вот если государство сочтет, что в ходе поисков кладоискатель уничтожил или повредил культурный слой объекта, представляющего собой памятник культуры и истории, вот тогда придется держать ответ перед следователем. Поскольку такое деяние уже предусмотрено 243 статьей Уголовного кодекса РФ. До двух лет или штраф в размере до пятисот минимальных окладов. Повторное нарушение УК по этой статье предусматривает наказание уже до пяти лет.
Вот почему кладоискатели -такие скрытные люди и предпочитают шуровать лопатой на чужих картофельных полях под покровом вечерних сумерек.