И В ПАМЯТИ ВСПЛЫВАЕТ СУБМАРИНА

Атомная субмарина "К-19", уникальный памятник поставлен на Кузьминском кладбище в Москве - памятник погибшим морякам.Долгие годы о месте захоронения подводников никто или почти никто не знал. Могилы оставались безымянными - до тех пор, пока в Мосэнерго не начали собственное расследование.

"ХИРОСИМА" - так зловеще прозвали моряки лодку "К-19", и эта "Хиросима" чуть не случилась в Норвежском море 4 июля 1961 года.
Субмарина следовала в Северную Атлантику для учебных стрельб. Ранним утром произошла авария - разгерметизировался первый контур ядерного реактора. Смертельно опасное тепло продолжало выделяться, а система охлаждения перестала функционировать.
Командир лодки капитан Затеев принял решение смонтировать нештатную систему охлаждения реактора, что и было сделано за два часа.
Казалось бы, короткий промежуток времени: 2 часа, 120 минут. Но только не там, где все буквально светилось от радиации, и не для тех, кто входил в аварийный отсек. Признаки лучевой болезни стали появляться уже через четыре часа. И хотя спасательные службы отреагировали очень оперативно, вылечить получивших большие дозы радиации не удалось. 8 человек погибли сразу, а всего за минувшие 40 лет от облучения умерли 43 члена экипажа лодки "К-19".
- Моряки, в общем-то, предотвратили тепловой взрыв, - рассказывает контр-адмирал Юрий Бекетов, один из командиров злополучной "К-19". - Похоже было на Чернобыль, с той лишь разницей, что все произошло в море. Взрыв означал бы колоссальную экологическую катастрофу. К тому же на корабле находились три баллистические ракеты с ядерными зарядами. Представляете последствия?..
Взрыва и отравления Норвежского моря, к счастью, не произошло.
Теперь на Кузьминском кладбище стоит памятник, созданный скульптором Постовым в 1998 году на деньги Мосэнерго. Какая связь между подлодкой и крупной столичной компанией? Оказывается, в Мосэнерго работало и работает много бывших офицеров флота. И потом, заметил контр-адмирал Юрий Бекетов, такая подлодка и энергетическая установка на ней - это "маленькая электростанция с турбогенераторами и реакторами". Энергетики собрали добровольные пожертвования и направили их на строительство точной копии субмарины.
Зачем отдавать деньги на вроде бы постороннее дело и безо всякой побуждающей к тому рекламы.
Есть такое славное слово - патриотизм. О нем и говорили выступавшие на торжественной церемонии возложения венков к памятнику погибшим морякам - офицеры флота, родственники членов экипажа "К-19", сотрудники Мосэнерго. Бывший генеральный директор АО "Мосэнерго" Нестор Серебрянников говорил о том, что всем близка и понятна трагедия моряков-подводников. Адмирал в отставке Владимир Чернавин заверил: "Мы всегда будем благодарны руководству "Мосэнерго" за помощь в сохранении памяти о членах героического экипажа, тех, кого уже нет с нами, и тех, кто жив".
Аварии на флоте случаются и сейчас, когда техника более совершенная, чем сорок лет назад. Достаточно вспомнить недавнюю историю с "Курском", ставшую в отличие от трагедии с "К-19" сразу известной всей стране.
Памятника морякам, погибшим в 2000 году, пока нет. Но он будет. И тоже на добровольные пожертвования.