С 1 января 2003 года льготы вообще отменят, а таможенные пошлины станут едиными для всех грузов, перемещаемых через кордон "челноками". На самом деле вопрос, вынесенный на рассмотрение комиссии Российским союзом кожевников, должен был нанести удар по карго-фирмам. Потому, что настоящие "челноки" в России давно перевелись. Они объединились в пулы, так называемые карго-фирмы, маскирующие свой бизнес под перевозки частных лиц. Используя "серые" схемы, эти фирмы активно занимаются "теневым" импортом обуви, одежды и других товаров легкой промышленности. По данным Минэкономразвития, в 2000 году таким способом в Россию было ввезено продукции легкой промышленности на сумму 10,8 млрд. долларов, а в 2001 году уже на 12,4 млрд. долларов.
Потоку "серого" импорта способствуют правила, установленные в России для поддержки наших "челноков" еще на заре рыночной экономики. Сейчас граждане имеют право беспошлинно ввозить в страну груз, не превышающий по весу 50 кг и по стоимости 1 тысячу долларов. Груз весом от 50 до 200 кг, не превышающий по цене 10 тысяч долларов, облагается по единой ставке в размере 30 процентов таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг. Такой порядок для настоящего челнока разорителен, так как для юридических лиц ставка таможенной пошлины составляет 20 процентов. Зато льготами "челноков" активно пользуются карго-фирмы, которые могут растаможить любой по размеру и стоимости груз, разбив его на мелкие партии и предъявив на каждую из них доверенность от физического лица.
Если правительство согласится с решением своей комиссии, то с 1 октября 30-процентная пошлина будет взиматься с грузов весом до 100 кг или стоимостью до 5 тысяч долларов. А после отмены льгот с 1 января 2003 года "челноки" станут платить на таможне столько же, сколько и фирмы, то есть 20 процентов. Таким образом, правительственная комиссия намерена поставить всех участников рынка в равные условия. Выиграет ли в этом случае отечественная легкая промышленность, еще не известно. Ведь пострадают лишь карго-фирмы, а товар из Турции и Китая по-прежнему будут ввозить. Да к тому же по более низкой ставке таможенной пошлины.