СОВСЕМ РЯДОМ - И ДАЛЕКО

Казалось бы, недалеко от Москвы, а какая разница природы, образа жизни, разговоров. Здесь, на архангельском Севере народ, слишком очевидно, "увлечен" зарабатыванием на хлеб насущный. Одна из примет времени - ушли в прошлое северные надбавки, с помощью которых государство обеспечивало людям, оттрубившим свой деятельный век на Севере, нормальную старость, в том числе - в более "комфортных" для проживания условиях на иных широтах. Остались проблемы, которые местные власти пытаются, как могут, решать.

СОВЕРШЕННО НЕСЕКРЕТНЫЕ СЮЖЕТЫ
"Наша область - по-моему, самая известная из всех российских регионов в США и НАТО, - говорит губернатор Архангельской области Анатолий Ефремов, - Я думаю, каждая улочка и закоулочек наших городов многократно сфотографированы и размножены в ЦРУ и Пентагоне". На самом деле над Архангельском (и это не является большим секретом) постоянно вот уже много лет дежурят на орбите военные космические спутники США. Оснащенные новейшей аппаратурой, оптические системы тщательно фиксируют любые перемещения и изменения вокруг объектов "особо важного" государственного значения. В первую очередь космических "смотрящих" интересуют два из них: завод "Севмаш" - флагман российского атомного подводного судостроения, и государственный космодром Плесецк Министерства обороны России.
"Космодром Плесецк - национальная гордость России, и для нас очень важно сохранить и приумножить то, что было сделано тут поколениями россиян, - говорит губернатор. - Это же относится и к заводу "Севмаш". Говорю об этом не случайно, ведь появились, как к ним ни относись, даже сообщения о намерениях строительства космодрома в Калмыкии с продажей билетов для желающих поглазеть на запуски ракет. Для России и сегодня стратегически важно сохранять боеспособную армию, а значит, и современное вооружение для нее. Но это совсем не означает, что мы кому-то угрожаем. Само по себе наличие грозного, боеспособного оружия - это тоже гарантия мира и безопасности...
Особо хочется сказать вот о чем. На предприятиях, связанных с оборонкой, всегда трудилась элита нации - конструкторы, инженеры, организаторы производства. Никого не хочу обижать, но любой рабочий на этих предприятиях по своему уровню технической подготовки и интеллекту не уступает квалифицированным инженерам других отраслей. Для этих людей важнее зарплаты и материальных благ всегда было само ощущение причастности к выполнению особо важных государственных заданий. Лично я горжусь добрыми отношениями, дружбой со многими из этих людей, чьи имена, в силу засекреченности их работы, мало кому знакомы за пределами своих объектов".
Отношения архангельских властей с оборонщиками всегда были добрыми, а сегодня, когда отечественная оборонка только-только выползает из кризиса, они особенно нужны друг другу.
Встречаясь сегодня с рабочими и инженерами гигантов отечественной оборонки, понимаешь, какими важными стали для них социальные проблемы. Объекты хоть и остались совершенно секретными, но лишились статуса зоны, где колбасу можно было купить без очереди, устроить детей в детсад без унижений, а отдыхать всей семьей отправиться в Сочи или Крым.
Такое популярное у горбачевских чиновников слово "конверсия" до сих пор вызывает у российских оборонщиков изжогу. В самом деле, сложнейшие станки с компьютерным управлением и по-настоящему золотые руки рабочих, привыкших филигранно клепать корпуса атомных субмарин, очень трудно (да и унизительно) приспособить для выпуска сковородок и игрушечных велосипедов.
Для "Севмашпредприятия" - центра российского атомного судостроения - недавний визит председателя Совета Федерации С.Миронова был событием нешуточным. Знаменитый "Гепард" (с ним у "Труда", как знают читатели, особая дружба), который сошел недавно со стапелей "Севмашпредприятия", представляет собой грозную силу, способную в случае необходимости оставить от "агрессора" пыльно-пепельные воспоминания. И вот за эту блестяще выполненную и безукоризненную работу государство до сих пор должно предприятию около 500 млн. рублей.
Довольно весело было наблюдать на территории "Севмашпредприятия" суетливых "секретчиков", изо всех сил стремившихся оградить нас, журналистов, от попыток получить какую-либо содержательную информацию. Секреты надо беречь - это понятно. Но в первую очередь надо беречь людей, этими секретами обладающих. А ведь любые моральные, да и политические устои легко подорвать самым простым способом - не выплачивая человеку вовремя зарплату, обделяя его и близких в законных правах и подталкивая, по сути, к поиску средств существования на стороне.
Понятна поэтому деликатная настойчивость губернатора А. Ефремова, с которой он, демонстрируя московским гостям военно-технические достижения оборонщиков, в то же время не забывал напоминать о долгах государства за выполненные работы.
Эти долги растут, несмотря на то, что с эллингов "Севмашпредприятия" на днях сошел тяжелый ракетный подводный крейсер класса "Акула".
Символично, что судно, построенное корабелами предприятия в 1980 году, честно отслужив все эти годы именно здесь, после проведения комплекса ремонтных и модернизационных работ получило свое второе рождение. Лодка на сегодняшний день остается самым большим и мощным подводным крейсером в мире, занесенным в Книгу рекордов Гиннесса. Провожая его "в дорогу", министр обороны России Сергей Иванов говорил о том, что со стапелей сошел корабль, который представляет уже оружие XXI века. Для оборонщиков важно было услышать обещание министра обороны о том, что к началу 2003 года будут полностью погашены долги "Севмашу". Договорились и о том, что государство поддержит строительство плавучих энергоблоков для атомных электростанций. Для "Севмаша" это будет большое подспорье в выполнении конверсионной программы.
Оборонные объекты Архангельской области, которой в этом году исполнится 65 лет, относятся к предприятиям чисто государственным. Они не подлежат приватизации, не могут быть поглощены частным капиталом. Понятно, что такие гиганты нуждаются в государственной поддержке. К сожалению, хоть Москва отсюда и недалеко, но зачастую не докричишься до нее со своими проблемами.
На северодвинском предприятии "Звездочка", где ремонтируют подводные и надводные суда как России, так и некоторых зарубежных государств, нам рассказывали с гордостью о цехе по огранке алмазов. Скажем сразу: алмазы не самые большие, не знаменитые в мире, особой прибыли не приносят и вряд ли принесут. И было странно наблюдать в крошечной комнатке на крупнейшем в России оборонном предприятии десяток свежеиспеченных выпускников профтехучилищ, сосредоточенно ковыряющих крохотные камешки.
ДОРОГОЙ ПОМОРОВ - В XXI ВЕК
Рассказывая мне о том, как важно поднять в области оборону, архангельский губернатор подчеркивал, что только таким образом можно заложить экономическую базу, за счет которой регион будет развиваться в XXI веке.
Общаясь с региональными лидерами, порой поражаешься размаху и неуемности их фантазий. Грандиозные прожекты, о которых они любят рассказать заезжим корреспондентам, порой вызывают в памяти персонажей Салтыкова-Щедрина. Однако то, что предлагает Анатолий Ефремов, построено, как представляется, на выверенных расчетах и историческом опыте. Речь идет о не новой (мы не раз писали об этом в "Труде"), но актуальной идее восстановления и функционирования в полной мере Северного морского пути (СМП). Этот кратчайший водный путь между европейской частью России и Дальним Востоком - главная российская морская коммуникация в Арктику, - может иметь важнейшее хозяйственное значение. Связанный рядом мощных речных артерий - Обью, Енисеем, Леной, Индигиркой, Колымой, СМП поможет Крайнему Северу приблизиться к целому ряду экономических центров страны и мировому рынку..
Надо сказать, что идея прохода в одну навигацию вдоль всего северного побережья Азии, давно интересовавшая исследователей, начала успешно осуществляться в 30-е годы прошлого столетия. К сожалению, после распада СССР и разрыва экономических связей развитие СМП, как и многое, что создавалось годами, оказалось ненужным.
Губернатор Ефремов, как и многие северяне, специалисты, убежден в необходимости скорейшего развития Северного морского пути. Он обсуждал эту проблему с президентом В. Путиным и считает, что Архангельск может стать головным пунктом маршрута. И аргументы у него серьезные. Уже сегодня российский Север дает стране 35 процентов ВВП, до 80 процентов валютных поступлений и большую часть сырья для внутреннего рынка. Распорядиться этим добром, конечно же, должен и может помочь Северный морской путь.
Порой из столицы доносятся голоса некоторых умников, считающих, что нечего возиться с населением в отдаленных районах Севера. Дескать, надо вывезти всех в европейскую часть России, а Север осваивать вахтовым методом.
Боюсь, что вряд ли нам удастся завлечь людей сюда на работу, пока мы не сможем достойно платить им. Да и не нужно сдвигать с места тысячи людей, корнями вросших в эту землю. Надо им только помочь, поддержать (с тем же северным завозом). Не случайно Патриарх Алексий II, побывавший здесь в прошлом году, с уважением говорил о стойкости и мужестве людей, населяющих этот край, о возрождении страны, о том, что на Севере тоже прорастает новая Россия...
"АЛМАЗЫ" В АРХАНГЕЛЬСКОЙ КОРОНЕ
Многие годы Архангельскую область знали в стране как регион, успешно развивавший лесную, деревообрабатывающую, целлюлозно-бумажную промышленность. Здесь ведется добыча газа, нефти, бокситов, осваиваются месторождения алмазов.
Но самые крупные и тщательно охраняемые "алмазы" в архангельской короне были многие годы скрыты от любопытных глаз. Крупнейшие в мире объекты оборонной промышленности располагались в городе Северодвинске - закрытом для иностранцев. Да и самим архангельцам почти ничего не было известно о том, какие "рыбы" выплывали ночами из доков Северодвинска и какие "птицы" взлетали с оглушающим грохотом из тайги Плесецка.
Первое сообщение в мировой прессе о местонахождении нового космодрома пришло из...Великобритании. Организатор группы непрофессиональных аналитиков англичанин Джеффри Е. Перри, математически обработав обратную баллистическую задачу, указал на карте точку, откуда Советский Союз запускал ракеты. Нам же понадобилось еще около 15 лет, чтобы признать ту географическую точку крупнейшего военного объекта страны.
Сегодня Плесецк - это огромная территория в северной тайге и, чтобы пересечь ее, вам понадобится несколько часов. Свою историю космодром ведет с 1957 года, когда было принято постановление правительства страны о создании здесь военного объекта под условным наименованием "Ангара" - первого в Вооруженных Силах соединения межконтинентальных баллистических ракет конструкции Сергея Королева. Кстати, и место для самого северного космодрома планеты выбирал Сергей Павлович.
Первый запуск на космодроме состоялся в марте 1966 года, уже через год был зафиксирован рекорд - первое место в мире по числу запусков автоматических космических аппаратов. А всего за время работы Плесецка отсюда выведено на орбиту 38 процентов от числа всех космических аппаратов мира, стартовало около 4.000 ракет-носителей и спутников и не менее 500 межбаллистических ракет. Подобных рабочих показателей не знает ни один космодром. Из Плесецка производятся испытательные запуски одного из самых грозных и неуязвимых российских ракетных комплексов "Тополь" и "Тополь-М". Именно эти комплексы будут определять облик и боевые возможности наземной составляющей сил ядерного сдерживания России в XXI веке.
Командующий космическими войсками России генерал-полковник Анатолий Перминов в начале 90-х был начальником космодрома. Сегодня он сопровождает нас в поездке, и, по его мнению, именно работа Плесецкого космодрома обеспечивает нынче независимую космическую деятельность России, помогает решать вопросы военного характера.
Понятно, что космодром работает не только на оборону страны, но и на конверсионные, гражданские задачи. В частности, снимаемые с вооружения межбаллистические ракеты "Рокот" и "Днепр" способны выполнить в космосе многие задачи гражданского назначения.
...Мы улетали из Плесецка поздним вечером. Недолгое северное лето подарило нам прекрасный теплый вечер. Белые ночи показались мне особенно красивыми в этих местах, где совмещается, казалось бы, несопоставимое - ударная мощь российских Вооруженных сил и нетронутая, защищенная от человека природа.
С высоты птичьего полета хорошо видны стартовые комплексы космодрома и сохранившиеся здесь участки "государевой дороги". Именно по ней российский император Петр I дважды путешествовал из Петербурга в Соловки и обратно. Большую часть этого пути преодолел с рыбным обозом и Михаил Васильевич Ломоносов.
Совсем рядом с нами этот в чем-то совсем "другой" мир, населен он людьми работящими, порядочными. Очень важно, чтобы о них не забывали в столице, до которой всего два часа лета.