ЛЕС ПО ДЕРЕВУ ПЛАЧЕТ

Вновь горит тайга. "Пылают" Красноярский край, Бурятия, Читинская область - всего почти 200 тысяч гектаров. Обстановка только ухудшается. Количество пожаров продолжает расти. Страдает уникальная природа. На борьбу с огнем брошены все силы. Со стихией борются тысячи человек - авиапожарные, работники лесной охраны, мобилизованные рабочие, армия.

Неразрывна связь русского человека с землей, на которой он живет и трудится. Отсюда столько дошедших до нас обрядов, в которых одушевлялись земля и окружающая природа. Особое внимание всегда уделялось лесу. Ведь земля наша испокон веков была покрыта могучими, часто непроходимыми лесами.
Сегодня мы это богатейшее наследство предков, как и многое другое, бездумно транжирим. Российские леса за ХХ век значительно ухудшились. Особенно быстро сокращаются леса самых ценных пород, исчезают последние девственные массивы на севере европейской части России. Еще с советских времен большие лесные площади были загрязнены промышленными отходами и радиацией. Сведения о лесных пожарах все больше напоминают сводки боевых действий. Причем подчас источником этих пожаров является сам человек. Лесные браконьеры нередко поджигают участки, чтобы скрыть порубки деревьев. Когда все и вся идет на продажу, кое-кому трудно избежать соблазна заработать и подобным диким способом.
Если так будет продолжаться, деградация наших лесов примет необратимый характер. Давно пришло время бить в набат.
Но понять болезнь - еще не значит излечиться. Нужен комплекс мер по спасению лесного богатства страны. Аграрная партия России готова всемерно содействовать решению этой задачи. Ведь лес не только наши легкие, но и кормилец, особенно в нынешних убогих условиях жизни, когда многие россияне активно занялись древним собирательским промыслом. Честно говоря, Аграрная партия Россия просто вынуждена взять на себя и эту ношу. Ведь с упразднением отдельного ведомства лесное хозяйство страны, по сути, осталось бесхозным.
Для сохранения лесного богатства необходимо, во-первых, выделить и сохранять не менее 10 процентов лесов каждой категории в виде репрезентативных охраняемых территорий и, во-вторых, перейти к "неистощительному" управлению лесами вне этих охраняемых территорий. Механизмом контроля за таким "неистощительным" управлением лесным хозяйством может служить Добровольная сертификация лесоуправления. Такая система действует во многих странах, которые даже создали специальный орган - Лесной попечительский совет (FSC), расположенный в городе Оахаке в Мексике.
Сегодня на планете сертификации подвергается значительная часть лесоматериалов, особенно предназначенных для международной торговли. Без специального уведомления о сертификации многие страны Европы и Северной Америки просто не покупают лесную продукцию. В России независимую сертификацию первым прошел Косихинский лесхоз в моем родном Алтайском крае.
Все жизненные ресурсы человечества должны получать экономическое измерение. Но доход от этого справедливее определять своего рода природной или экологической рентой, которую человечество было бы согласно платить за сохранение окружающей среды. Рентные платежи должны осуществлять те страны, которые чрезмерно негативно воздействуют на окружающую среду всей планеты. И наоборот, ренту, по-видимому, должны получать те государства, окружающая среда которых компенсирует антропогенное воздействие не только своей страны, но и других стран.
Наши предки говорили: "Лес по дереву не плачет". Изменились времена. К сожалению.