"БАРАШКИ В БУМАЖКЕ"

Среди экономических преступлений в ФРГ самые тихие и незаметные - это факты коррупции. О них редко пишут, а дела о подкупах занимают ничтожное место в криминальной статистике. В год по всей стране проходят всего несколько сот уголовных процессов, связанных с коррупцией, включая и грошовых дорожных взяточников в полицейских мундирах.

По официальным данным, раскрываемость зарегистрированных случаев взяточничества составляет сногсшибательную, претендующую на поток наград величину в 98 процентов! Справедливости ради нельзя не отметить, что по неподкупности властные и чиновные структуры Германии не идут ни в какое сравнение с подавляющим большинством государств, а ставить в этом отношении ФРГ рядом с некоторыми странами - все равно что зачислять в одну почетную лигу ангелов и служителей сатаны.
И все же, а может быть, именно поэтому немцев все более тревожат случаи подкупов. Проблема в том, что приведенные данные лукавы, много фактов коррупции остается вне списков полицейской регистрации. Проблема в том, что никто не знает, какой двух- или даже трехзначной суммой миллиардов евро исчисляется ущерб от этих "тихих и незаметных" преступлений. Одну из главных причин роста мздоимства в Германии криминологи видят в отсутствии надлежащего контроля. "У нас ситуация такова, - признает профессор права Бритта Банненберг. - Опасность разоблачения настолько мала, что с уголовным наказанием можно и не считаться". Только в четырех из 16 земель в составе прокуратур созданы специальные подразделения, которые следят за коррупцией по всей структуре управления - от высшего аппарата до сельского старосты. И вот показатели: в Мюнхене, где такое подразделение действует с 1994 года, возбуждены 6200 дел по фактам взяточничества, что намного больше, чем в целом по всей Баварии.
Выяснились и такие формы подкупа, когда депутат парламента или высокий чиновник по истечении определенного времени и после принятия важных финансовых решений добровольно меняет свой пост на кресло в солидном банке и годовую зарплату в 400 тысяч евро или становится консультантом в концерне, которому уделял "повышенное внимание", находясь на государственной службе. В отличие от других государств в ФРГ преследуется уголовным законом "прямой подкуп" при голосовании в парламенте, но последующая "благодарность" разрешена. Схематично эта "норма права" выглядит так: если кто-то накануне голосования договаривается с депутатом о "барашке в конверте", если тот проголосует определенным образом, - это считается преступлением. А если парламентарий сам по себе проголосовал так, как кому-то понравилось, а потом получил за это "благодарность" в виде того же "барашка в конверте" - такое поведение под уголовное наказание не подпадает. Как правило, в этом последнем варианте депутаты кладут деньги не в свой карман, а в "черную партийную кассу", с чем уже попались и правящие социал-демократы и оппозиционные ХДС/ХСС и либералы.
Перед венской конференцией ООН по борьбе с коррупцией, открывающейся 21 июля, известная организация, борющаяся с этим злом, - Transparency International призвала Германию "ужесточить правовые предписания по коррупции депутатов". "Повсюду в мире, - заявил ее директор Ереми Попе, - граждане осознают, что грязные деньги и коррумпированные политики несут угрозу демократии. И если международное сообщество не готово бороться против коррупции объединенными силами, то будущее всех демократий, в том числе и в ФРГ, выглядит очень мрачно".