03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВТОРОЙ СРОК ДЛЯ БУША И ПУТИНА

Ознобищев Сергей
Опубликовано 01:01 16 Июля 2003г.

События последних месяцев дают основания полагать, что острота политического кризиса вокруг

События последних месяцев дают основания полагать, что острота политического кризиса вокруг Ирака миновала. В очередной раз партнерство между Россией и США устояло или, как писали когда-то мэтры отечественной журналистики, "выдержало испытание временем". Сейчас наши президенты всячески демонстрируют общественности, что третья попытка установления партнерских отношений может оказаться успешной (напомню, что при жизни одного поколения такие попытки уже предпринимались и при Горбачеве, и при Ельцине). Суровая правда жизни состоит в том, что новые попытки возможны и необходимы потому, что предыдущие оказались провалены.
Кризис в двусторонних отношениях, последствия которого еще предстоит преодолевать, преподнес всем нам несколько важных уроков, которыми никак нельзя пренебрегать в будущем. Было развеяно несколько принципиально значимых мифов.
Миф первый состоял в том, что если Россия займет принципиальную позицию по Ираку, то партнерству с Соединенными Штатами - конец. В этом нас пытались убедить многие политики как в Москве, так и в Вашингтоне. Однако граничащий с бравадой энтузиазм к продолжению партнерства, продемонстрированный в ходе состоявшихся после завершения иракской кампании на российско-американских встречах высокого уровня, свидетельствует, что стороны готовы начать второй раунд "третьего этапа партнерства". Одно из объяснений этому видится в том, что Россия представляется Соединенным Штатам слишком важным элементом обеспечения стабильности в мире (в том числе и национальной безопасности самих США в условиях роста терроризма), чтобы с нами можно было так просто позволить понизить уровень отношений.
Миф второй (который, надеюсь, станет уроком для вашингтонской администрации "нынешнего созыва") состоял в том, что без международных институтов (ООН и иных) можно решать проблемы глобальной и региональной безопасности. Оказалось, что не получается, причем категорически: ситуацию приходится возвращать под эгиду ООН, а в решении иракских проблем участвовать "всем миром".
Оказался развеян и миф о реальности однополярного мира и возможности единоличного лидерства. Вашингтон в конечном счете оказался не в состоянии единолично справиться с иракской ситуацией. Вместо усиления американского влияния произошел серьезный раскол в западном мире - среди традиционных, верных и наиболее мощных американских союзников. И что бы там ни говорилось, в администрации США понимают, что как бы представители "новой Европы" - стран, только еще вступающих в ЕС и НАТО, ни пытались прийтись к "вашингтонском двору", эти новые члены в ближайшее время будут лишь источником постоянных забот как для Европы, так и для США.
Несмотря на оптимистические прогнозы, "маленькая победоносная война" только еще больше обострила негативные явления в американской экономике, заметно опустив к тому же курс доллара. Похоже, даже исходя из внутриполитических соображений, Вашингтон по крайней мере до очередных президентских выборов вряд ли решится на повторение "иракского сценария" где-нибудь еще в мире.
Кроме того, и здесь кроется очередное заблуждение: нынешний раунд партнерских отношений - это не "ванька-встанька", не целлулоидная кукла, поднимающаяся бесчисленное количество раз после любого падения. Настроение в России таково, что даже влияния президента Путина может в следующий раз оказаться недостаточно, чтобы помочь механизму партнерства сработать.
К сожалению, сегодня между США и Россией накоплено слишком мало позитивного капитала, который жалко было бы терять. Происшедший кризис и другие настораживающие тенденции в наших отношениях являются серьезным сигналом того, что одних, пусть даже самых теплых, двусторонних встреч явно недостаточно. Сегодня партнерство - это пирамида, перевернутая конусом вниз. Причем декларации составляют верхнюю, наиболее обширную часть, а реальные дела пока расположены в нижнем острие. Но устойчивой такая пирамида быть не может - ей необходимо придать естественное положение, когда пирамида будет покоиться на прочной основе многих совместных проектов и реальных дел. Причем делать это следует срочно, пока вся сегодняшняя "конструкция партнерства" не стала рассыпаться, как это было не столь давно - в конце 90-х годов.
Хочется надеяться, что все произошедшее послужит стимулом для того, чтобы не повторять прошлых ошибок. Основа для этого есть, и, полагаю, это не просто желание президента России не терять партнерского взаимодействия с США. Еще есть рациональное понимание того, что без Америки с ее огромным политическим, технологическим и финансовым ресурсом России будет трудно занять и удержать достойные позиции в современном мире.
Американская сторона, похоже, также начинает мыслить рационально - приходит осознание того, что без России будет крайне сложно, если вообще возможно, решить важнейшую для США проблему защиты от терроризма.
Двум нашим народам в недалеком будущем предстоит в очередной раз сделать выбор своих лидеров. Нынешние президенты, будучи избраны на новый срок (а именно такой исход на сегодня представляется наиболее вероятным), должны будут в очередной раз подтвердить и выбор характера, и уровень диалога между нашими странами на следующую "четырехлетку". История отношений Москвы с президентами-республиканцами подсказывает, что во второй срок их пребывания у власти часто создаются наиболее благоприятные условия для серьезных позитивных подвижек в отношениях между нашими странами. Хочется надеяться, что так будет и на этот раз.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников