МУЗЕЙ НА ЯКОРЕ

В конце лета в число московских достопримечательностей войдет уникальный музей на базе дизель-электрической подлодки. Она будет доставлена в столицу и встанет на вечный якорь у закованного в гранит берега Москвы-реки в районе Парка культуры имени Горького.

Думается, что уже само появление в центре столицы боевой субмарины вызовет живой интерес москвичей и многочисленных гостей. Подлодка проекта 641Б "Горьковчанка" построена на Сормовской верфи и более 30 лет бороздила моря и океаны. Ее длина - без малого 100 метров, ширина - почти 10. Подобные лодки способны погружаться на 240 метров и автономно выполнять боевые задачи в течение 80 суток. Внушителен и арсенал "Горьковчанки" - 24 торпеды.
Переоборудовали субмарину в музей на судостроительном заводе в Архангельской области. Это заняло более двух лет. Два из семи ее отсеков станут музейными залами. В них будут экспонироваться материалы об истории нашего военного флота.
Как сообщили корреспонденту "Труда" в пресс-службе ВМФ, подобные плавучие музеи есть во многих городах-портах. Например, в Североморске - подводная лодка типа "К". В Новороссийске сейчас заканчиваются работы на музее-крейсере "Кутузов". Практика показывает, что они зачастую становятся военно-патриотическими центрами подготовки призывников к службе в Вооруженных силах.
Не секрет, что острый интерес к нашей боевой технике разных исторических периодов, в том числе к выведенным из состава флотов малым кораблям и подлодкам, проявляют зарубежные коллекционеры. Автору этих строк довелось побывать на русской субмарине выпуска начала прошлого века, которую предприимчивый финский бизнесмен доставил к берегам острова Свеаборг. Говорят, заработал на этом внушительную сумму.
Но столичное правительство вряд ли рассчитывает серьезно пополнить городской бюджет за счет "Горьковчанки". Скорее всего, цель открытия "музея на якоре", говоря словами Юрия Лужкова, - "дальнейшее разнообразие лика Москвы".