ИВАН ГРОЗНЫЙ ДО НАС НЕ ДОШЕЛ,

- Наши предки приняли христианство задолго до Ивана Грозного.
- Да он сюда, в Закамье,

- Наши предки приняли христианство задолго до Ивана Грозного.
- Да он сюда, в Закамье, просто не дошел!
- У нас до сих пор есть обычаи, которых нет ни у татар, ни у русских...
Этот диспут завязался в Краснобаранской татарской школе. Учителя в один голос утверждали, что история их села всегда была связана с христианством. Так считают и другие жители деревни Красный Баран, или, как ее еще называют, Крещен Баран. Столь неблагозвучному названию есть свое объяснение. Слово "баран", по мнению местных краеведов, никакого отношения к упрямому животному не имеет, оно произошло от названия одного из булгарских племен - "баранджар", когда-то обитавших на закамских землях.
Первая ревизия, проводившаяся в России в 1737-1738 годах, зафиксировала в этой деревне 64 новокрещеные души. По наблюдению краеведа Д. Васильева, в те годы среди кряшен-татар были особенно распространены такие фамилии, как Тимофеевы и Мамаковы.
Сегодня в Красном Баране проживают 417 человек, из них 410 - кряшены. Все они прекрасно говорят по-татарски, но в каждом доме - православные иконы и образа. Нельзя сказать, что краснобаранцы сильно набожны, но традиции дедов и отцов чтут. Последние лет десять молодежь стала венчаться в церкви. Раньше для этого ездили в Чистополь, а когда в Алексеевском открыли молельный дом, церковный брак стал заключать там отец Павел, тоже из крещеных татар. Он обслуживает и русских, и чувашей, и других православных, живущих в Алексеевском районе. Служба ведется на русском языке. Кстати, все краснобаранцы от мала до велика, в отличие от других татар, проживающих компактно в своей среде, говорят по-русски без акцента. Вероятно, потому, что Красный Баран окружают русские села. Внешне здешние кряшены тоже практически ничем не отличаются от русских, хотя межнациональные браки заключаются довольно редко. За последние годы таких было всего два.
Татарский Крещен Баран вместе с русскими Большими Полянками входит в коллективное сельхозпредприятие имени Бутлерова. Председатель Фоат Билалов говорит, что ему все равно, какой национальности его подчиненные, лишь бы хорошо работали. В быту, несмотря на принадлежность к одной и той же конфессии, некоторые различия проявляются. Тамара Иванова, которую бессменно избирают главой Большеполянского Совета местного самоуправления с 1986 года, отмечает, что в Больших Полянках народ любит в первую очередь красиво одеться и вкусно поесть, а в Красном Баране больше внимания уделяют жилищу, причем строят дома основательно, на века. Плохо, что детей рождается все меньше и меньше. За последний год в Красном Баране на свет появилось всего 7 младенцев. А похоронили 13 человек.
Когда мне сказали, что все 100 процентов выпускников Краснобаранской средней школы поступили в казанские вузы, я не поверил. Потом выяснилось: школа, где учится всего-то 57 детей, ежегодно выпускает по 3-4 старшеклассника...
Согласно новым инструкциям, если в школе меньше 100 учеников, то она закрывается или становится девятилеткой. Говорят: государство не в состоянии содержать "малокомплектки", поэтому во многих российских регионах переходят на систему "автобус-школа", когда детей со всей округи привозят на учебу в центральную усадьбу. Краснобаранских учителей такая перспектива пугает. Ближайшая школа находится в Больших Тиганах - до нее почти 15 верст.
В будущем году в Красном Баране планировали строить Дом культуры. Как бы проект не сорвался! В селах с населением менее 500 человек содержание клуба и библиотеки тоже считается нерентабельным. Красный Баран вполне может угодить в разряд неперспективных деревень. Тем более что работы почти нет, охотников горбатиться на току и ферме не находится - денег там все равно не платят. Молодежь перебивается случайными заработками или уезжает на "шабашку". Если школу закроют, то деревня совсем захиреет. Нечто подобное уже наблюдалось в 70-х годах, когда началось строительство КамАЗа. На автогигант кряшены уезжали целыми семьями, причем среди них было много многодетных. Почти никто не вернулся в родные места...
Несмотря ни на что, краснобаранцы сохраняют оптимизм. Директор школы Михаил Захаров уверен, что меньше 50 учеников у него все равно не будет. Мол, КамАЗ пережили - и это лихолетье переживем.