РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗЛОЖЕНИЕ

Президент на днях в очередной раз повторил, что приоритетная задача правительства - удвоение ВВП. Наряду с преодолением бедности. Премьер тоже так считает, но регулярно слышит от главы Минэкономразвития Г.Грефа, что задание невыполнимо. Почему у нас некоторые министры не слышат начальство и гнут свою линию? В беседе с корреспондентом "Труда" свою полемическую точку зрения высказывает член Совета Федерации, декан философского факультета Санкт-Петербургского университета Юрий СОЛОНИН:

- Юрий Никифорович, у нас часто критикуют либеральное крыло правительства. Но только ли Греф "виноват", что ВВП не удваивается?
- Министр Греф, по-моему, не желает искать точки экономического роста, так как исповедует идею сверхлиберального рынка, какого нет нигде в мире. Есть еще министр Зурабов, по сути, проваливший монетизацию, которая в итоге обошлась казне дороже, чем прежняя система предоставления натуральных льгот. Есть также видный реформатор энергетики Чубайс, обесточивший недавно несколько регионов. Заметьте: никто из них после очевидных провалов в работе не подал заявления об отставке. На любимом либералами Западе чиновники уходят в отставку, как только им предъявляют обвинение - пусть даже и не доказанное в суде, но ложащееся пятном на деловую или моральную репутацию. У нас может произойти что угодно, но бюрократ тем не менее останется при должности. Отставок проштрафившихся чиновников не требуют ни Дума, ни правительство, хотя они не могут не слышать общественный ропот...
- Полагаете, министров пора увольнять?
- Кого - увольнять, а кого-то поправлять. Недавно мы слушали выступление, безусловно, компетентного человека Андрея Фурсенко. Он уже проявил себя как организатор науки. Но в то же время с Фурсенко многие связывают мощную волну коммерциализации образования. Может, следует ограничить сферу его деятельности наукой?
Я считаю, что должна быть естественная ротация правительства на уровне высших должностных лиц, а также всех чиновников на местах и депутатов. Нужны свежие головы, перспективные идеи, гораздо более высокий уровень ответственности. Недопустимо и опасно игнорировать общественное мнение в отношении министров, как это делается сейчас.
- В послании Федеральному Собранию Владимир Путин заявил, что всевластию чиновников должен быть положен конец...
- Заметьте, это было сказано президентом в жесткой форме. Но выводов не сделано. Правительство и ухом не повело. Столоначальники доступнее для народа не стали - ни их стиль, ни поведение не изменились. Они даже не поняли, что именно по ним звонит колокол. Причем по всем, а не по какому-то муниципальному "козлу отпущения" Акакию Акакиевичу.
Беда в том, что у чиновничества сложился комплекс безнаказанности. Мы в очередной раз убедились в этом, когда в Совете Федерации обсуждалась реализация целевой программы развития Дальнего Востока. Я представляю Хабаровский край - регион, который мог бы внести весомый вклад в удвоение национального ВВП. Прибывший на встречу Герман Греф так спешил, что согласился ответить только на 5 вопросов. Мы не дождались конкретных цифр, не выяснили, из каких источников программа будет финансироваться. А ведь речь идет о регионе стратегическом, богатом природными ресурсами. Сегодня оттуда за границу уходит сырье, увы, нет переработки полезных ископаемых, леса, рыбы. В том числе сибирской нефти, которая скоро потечет по трубе к Охотскому морю и дальше танкерами на экспорт. Если бы мы продавали нефтепродукты, доходы были бы неизмеримо выше.
Уже давно идет отток населения из Хабаровского края. До реформ тут жило около двух миллионов человек, теперь - менее полутора. Квота края на привлечение иностранной рабочей силы - 10 тысяч человек, а нелегалов тут минимум вдвое больше. А сколько китайцев осело - никто не считал. Местная молодежь, специалисты уезжают в поисках работы и перспектив. Их к этому подталкивают еще и слишком активные соседи. Люди же видят: по ту сторону границы динамично развивающаяся страна, растут новые города. Китайцы упрочивают свои позиции во всем мире. А в нашей стране только одна категория процветает - то самое чиновничество. При этом народ не может понять, кто конкретно из этой касты виноват в том, что жизнь идет наперекосяк.
-- Как изменить наше чиновничество, избавить страну от коррупции?
- Только ротацией и ответственностью власти перед обществом. Это заблуждение, что чиновника можно перевоспитать наказанием. Другое заблуждение: чиновник перестанет воровать и начнет хорошо работать, если у него будет высокая зарплата. Ничего подобного: масштаб воровства определяется размером амбиций. Воровство - это не следствие низких доходов, а проблема этики, формирования традиций, психологического и морального климата в стране. Болеет все общество, но чиновничество - самый активный распространитель "заразы". Наркоман садится на иглу не сам, его толкает на этот путь окружающая среда. Точно так же и чиновничья среда понуждает вновь пришедшего вступить на коррупционную стезю. Там групповая порука. Если не будешь как все, то тебя либо подставят и сломают, либо ошельмуют и вытолкнут.
- А что вы думаете о численности чиновничьего аппарата?
- Он уже перешел критическую отметку, стал неуправляемым, пожирает страну... О деформациях такого рода можно судить и на примере конфликта министров культуры - нынешнего и прежнего. Демократы когда-то критиковали СССР за бюрократическую систему, насчитывавшую 1,8 миллиона чиновников. Сейчас в России их в несколько раз больше. Созданы не просто министерства, а форменные монстры, соединяющие порой несоединимые направления. Ведь был уже в нашей истории неудачный опыт слияния под одной крышей науки и образования. Жизнь это отторгла. А теперь печальная история повторяется...
Кстати, правящий класс рост численности бюрократии трагедией не считает. Более того, существует теория, что демократизация всегда влечет за собой рост чиновничества. Вот и муниципальная реформа, которая затевается, дает толчок к размножению бюрократов. Любое принимаемое в государстве решение (по социальным ли, культурным, экономическим проблемам) сопровождается созданием дополнительных структур.
Надо не просто сокращать аппарат, а прекращать практику устройства на "теплые местечки" проштрафившихся чиновников. А то ведь у бюрократов нет страха потерять должность, потому что они уверены: свои люди выпасть из обоймы не дадут. Чиновничество рассматривается не как служение Отечеству, а как род бизнеса, приносящий очень неплохие дивиденды. У нас не всегда деньги - власть, но власть - это всегда деньги.
Беседу вела