ГАВРОШИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Их легко опознать по цвету и запаху. Мятые серые лица, одежда отдает мочой. Возле рта и носа - раздражение от паров клея. Так выглядят дети улиц - вокзальные оборвыши, побирушки в метро... Сегодня никто не может толком сказать, сколько в России беспризорников. По оценкам экспертов МВД РФ - около 2 миллионов человек. Если прибавить к ним детей из социально неблагополучных семей, оставшихся без попечения родителей, - цифра получится и вовсе жуткой. Как им помочь, что сделать, чтобы изменить ситуацию? На эти непростые вопросы отвечал на прямой линии "Труда" уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Алексей ГОЛОВАНЬ.

- Это Вера Петровна, звоню из поселка Кущевка Краснодарского края. Я живу в частном доме на двух хозяев. На второй половине живут дети, мать которых лишили родительских прав. У них отключены за неуплату свет, газ, вода, пьянствуют беспробудно. Но главное: дети не ремонтируют дом, он валится и тянет за собой мою половину. Как мне защититься от них, заставить продать или отремонтировать дом?
- Вы же понимаете: я, как уполномоченный, должен стоять на страже интересов таких детей. Как я понимаю, они остались без попечения родителей. И винить их за это нельзя. Можно винить их мать, которая злоупотребляла спиртным. Но дети, известно, за родителей не отвечают. Кроме того, нет правовых способов заставить несовершеннолетних содержать дом - откуда у них средства? Посоветуйтесь с Галиной Владимировной Коноваловой. Это уполномоченный по правам ребенка по Краснодарскому краю. Она человек опытный, возможно, исходя из ваших конкретных условий, она найдет решение проблемы.
- Я - Ковалева Марина Валентиновна из Москвы. Моя дочь была прописана в квартире мужа вместе с его родителями. Мы развелись, у мужа новая жена. Лицевые счета в квартире разделены. Бабушка и дедушка - собственники на своей половине. А на второй половине из двух комнат - 7 и 23 квадратных метра - прописан мой ребенок вместе с бывшим мужем и его новой женой. Теперь эта женщина заявляет, что моей дочери ничего не положено. А я хотела бы, чтобы маленькая комната осталась за дочкой. Мы пытались через суд добиться еще одного разделения лицевых счетов. Но нам сказали, что такие иски не принимаются с 1 марта. Что делать?
- Вам необходимо подать в суд иск по определению порядка пользования жилой площадью. Лицевой счет делить не нужно, после 1 марта это и впрямь невозможно. Вы будете настаивать, что маленькая комната должна остаться в пользовании вашей дочери. Если вы подойдете в конце августа, мы поможем подготовить документы для суда. Сейчас, к сожалению, наш адвокат в отпуске...
- А до августа дочь не выселят?
- Ребенка никто не выселит, если он хотя бы какое-то время жил в квартире. В этом случае за ним остается право пользования квартирой. Если ваш бывший муж предъявит иск о том, что дочь утратила право пользования жильем, - суд ему откажет. Поэтому за выселение можно не волноваться.
- Меня зовут Трофимова Ирина. Мы, несколько женщин, звоним из Татарстана, город Нурлат. Мы разведены, у нас малолетние дети. И все мы не получаем алиментов. Лично я почти 8 лет. И суд был пять лет назад, он решил дело о взыскании алиментов в мою пользу. Это мужьям не указ...
- А по какой причине бывшие мужья не выплачивают алименты? Они не работают, скрываются?
- Не скрываются. Прекрасно живут у всех на виду. Приходят в суд по повесткам, а денег на детей не дают.
- Думаю, в данном случае речь идет о недоработках службы судебных приставов. Я рекомендовал бы обратиться к главному судебному приставу по Республике Татарстан. И попросить его взять ситуацию на контроль. Вы можете указать, где работает отец ребенка, сообщить, какая у него зарплата, имущество. В этом случае судебным приставам будет легче установить имущество, на которое может быть наложено взыскание в виде алиментов.
- Извините, еще вопрос. Ребенок вырос без отца. Можно ли через суд лишить отца родительских прав?
- Да, конечно. Но в этом случае ребенок не будет пользоваться льготами, которые предоставляют детям, оставшимся без попечения родителей. Потому что у него есть мать, слава Богу.
- Дело не в деньгах. Просто сейчас отец не выплачивает алименты, а на старости лет, глядишь, сам захочет получать алименты с ребенка на том основании, что он - отец.
- Вы все правильно понимаете. Я бы в таком случае рекомендовал лишить отца родительских прав в связи с неуплатой алиментов на основании статьи 69-й Семейного кодекса. Вы можете предъявить такой иск в суд как законный представитель своего ребенка.
- Это Белореченск беспокоит, Заворуева Нона Валерьевна. У меня ребенок болен гемофилией. До 2005 года мы получали лекарства централизованно. Препарат "Фактор-8" внесен в список жизненно необходимых лекарств. С января распределение лекарств перешло на местный уровень. И мы сегодня получили всего 250 единиц препарата, - восьмая часть от необходимого. К кому можно обратиться за помощью?
- Запишите мой адрес: 119019, Москва, улица Новый Арбат, дом 15, уполномоченному по правам ребенка в городе Москве. Напишите мне письмо, на основании вашего письма я обращусь к министру здравоохранения и социального развития и попрошу, чтобы вашу проблему решили.
- Надежда Николаевна из Ростова звонит. Вы когда-то предсказывали, что число беспризорных резко вырастет, поскольку с этого года не требуется согласия органов опеки при продаже квартиры, если в ней прописаны несовершеннолетние. Сбылся ли прогноз?
- В Москве согласия опеки действительно не нужно. А вот в регионах регистраторы по-прежнему требуют согласия органов опеки при сделках с жильем, в котором проживают несовершеннолетние. Они молодцы, конечно. Но, к сожалению, эта ситуация продлится до первого обжалования действий этих регистраторов в суде. Новой волны беспризорников я пока не вижу. Но мы неоднократно наблюдали этот процесс. После "грязной" сделки с жильем (например, семья с детьми получает взамен хорошей квартиры развалюху в деревне) должно пройти несколько месяцев, прежде чем ребенок окажется на улице. Наплыва беспризорников можно ожидать в конце нынешнего - начале будущего года. Хотя даже с теми, что есть на улицах, проблем хватает.
Среди 18,5 тысячи беспризорников, выявленных в прошлом году в столице, московских детей - всего 12 процентов. Это означает, что только с ними можно проводить конкретную работу: выйти в семьи, оценить обстановку на месте, принять какое-то решение.
- Алексей Иванович, заключительный вопрос от редакции. Что нужно, чтобы покончить с беспризорностью?
- Продуманная государственная политика, а ее нет. Приведу только один пример. Сейчас в Минздравсоцразвития готовится проект президентского указа "О национальном плане действий в отношении детей до 2010 года". Это серьезный программный документ, но его проект вызывает массу вопросов. Скажем, он совершенно не увязан с целевой федеральной программой "Дети России", кроме того, в преамбуле сказано, что реализация плана не потребует дополнительных средств. Это тем более странно, что финансирование самой программы "Дети России" сокращается со следующего года в два раза. Более того, в кулуарах обсуждается возможность перевода программы с федерального уровня финансирования на региональный. На мой взгляд, это очень тревожные симптомы: государство, по-видимому, хочет сократить социальные расходы, в том числе связанные с несовершеннолетними.
Беседу вел