ПОЛИЦИЯ СВОЕ ДЕЛО ЗНАЕТ

В эти дни Иэн Блэр, по понятным причинам, наверное, самый занятой человек в Великобритании. И тем не менее он нашел время встретиться и ответить на вопросы.

- Каковы последние цифры жертв терактов?
- Официальная цифра 54 человека, но это все еще не окончательно. Не закончены раскопки в туннеле между станциями метро "Кингс-кросс" и "Рассел-сквер". Там очень тяжелая ситуация. Взрыв причинил не только серьезные разрушения, но и нанес ужасные увечья находящимся поблизости людям. Честно говоря, мы еще никогда не сталкивались с таким количеством оторванных частей тела. Все это нужно извлечь из-под завалов, собрать, сложить и передать патологоанатому на идентификацию. Так что число погибших, к сожалению, возрастет. Кроме того, 7 из тех, кто находится в больнице, продолжают оставаться в очень тяжелом состоянии.
- Вы удовлетворены тем, как ваши подчиненные сработали после терактов?
- Знаете, меня более всего поразило то, как грамотно и профессионально действовали после взрывов все спасательные службы: и пожарные, и медики, и полицейские. Да, мы много тренировались, моделировали подобные ситуации в учебных аудиториях, но то, как люди вели себя в реальных и исключительно трагических обстоятельствах, заслуживает восхищения.
Приведу только один пример. По совершенной случайности полицейские, дежурившие утром 7 июля на вокзале Кингс-кросс, были недавними рекрутами, прошедшими всего только трехнедельную подготовку. И вот этим, еще совершенно зеленым с профессиональной точки зрения, мужчинам и женщинам пришлось иметь дело с самой ужасающей ситуацией, какую можно только вообразить. Они первыми спустились в подземный туннель, где только что взорвалась бомба, и на протяжении нескольких часов, задыхаясь от пыли и жары, вытаскивали оттуда живых и мертвых. Они были настолько неопытны, что даже не подумали о том, что там может быть еще бомба. Слава Богу, таковой там не оказалось. С их стороны это был акт настоящего героизма.
- Насколько успешно, с вашей точки зрения, идет расследование?
- Без сомнения, это самое крупное криминальное дело, которым Скотленд-Ярду привелось заниматься со времен второй мировой войны. Прежде всего удалось определить непосредственных исполнителей. Ясно также, что взрывы - дело рук "Аль-Каиды". При этом надо понимать, что "Аль-Каида" - это не организация, это террористический стиль, почерк. В разное время у террористических группировок были разные стили. Например, Красные бригады или Ирландская республиканская армия (ИРА) осуществляли теракты для того, чтобы оказать воздействие на тех, с кем вели переговоры. У "Аль-Каиды" нет такой цели.
- Нет ли в у лондонских тер-актов чеченского следа?
- На этот вопрос ответить непросто. У нас пока нет никаких оснований полагать, что между данной группой и чеченскими террористами была какая-то связь. Но мы пока не знаем, какие именно факторы способствовали развитию радикальных экстремистских настроений у лондонских смертников. Между тем в разговорах молодые "сердитые" исламисты обычно упоминают Палестину, Ирак, Афганистан и... Чечню.
- Были ли у вас контакты с российскими спецслужбами и оказывали ли они помощь Скотленд-Ярду в этом расследовании?
- Должен сказать, что реакция наших коллег в Европе, США и других странах была совершенно потрясающей. Сотрудничество спецслужб после лондонских терактов можно охарактеризовать как братскую помощь. Это относится и к коллегам из России.
- Министры внутренних дел Европейского союза договариваются сейчас о создании специального межъевропейского ведомства по безопасности. Вам поможет такая организация?
- Посмотрим, что она будет собой представлять. Но для нас главное - это знать коллег за рубежом и быть уверенными, что, сняв в любую минуту телефонную трубку и набрав нужный номер, мы получим полную и исчерпывающую информацию по интересующему нас вопросу. Такая уверенность дорогого стоит. Ее не может заменить никакая организация.
- Террористы достаточно легко проникли в метро и без всяких трудностей осуществили задуманное. Значит ли это, что подобное может повториться?
- Да, это возможно. Каждый день лондонской подземкой пользуются более 3 миллионов пассажиров. Мы не можем пропускать их через металлоискатели, потому что в часы пик это создаст огромные проблемы. Полиция делает и будет делать все, чтобы предотвратить подобные инциденты, но абсолютной гарантии я дать не могу.
- Какими другими способами можно укрепить безопасность в Лондоне?
- Я являюсь сторонником правопорядка, основанного на согласии. Думаю, что мусульманским общинам Великобритании следует изменить свое отношение к экстремизму. Кстати, мне кажется, не следует путать различные понятия. С точки зрения безопасности я не вижу никаких проблем в религиозном фундаментализме. Фундаменталисты бывают не только исламские, но и христианские, иудейские. Все они, как правило, люди мирные. А вот экстремизм - это зло, с которым надо бороться, и в первую очередь, в семье, в мечети и в общине.