11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МЫ СОЮЗНИКИ, А НЕ КОНКУРЕНТЫ

Прокопчук Станислав
Опубликовано 01:01 16 Августа 2000г.

- Виктор Андреевич, на недавнем петербургском экономическом форуме вы сказали, что "торговля

- Виктор Андреевич, на недавнем петербургском экономическом форуме вы сказали, что "торговля между странами СНГ ожила, но еще не дышит полной грудью". Что этому мешает?
- Обратите внимание на такие цифры: в странах СНГ доля взаимной торговли за восемь лет упала в 2,9 раза - с 79,6 до 27%. В Европейском же союзе, для сравнения, доля взаимной торговли составляет 63%. Комментарии здесь излишни.
Правда, в текущем году появилась положительная тенденция: в январе-мае взаимная торговля возросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 39%. При этом рост торговых операций со странами СНГ наблюдался почти во всех государствах.
В своем отношении к СНГ Украина исходит из реалий экономической целесообразности существования Содружества, развития тесных и взаимовыгодных торгово-экономических отношений на основе создания наиболее благоприятных условий для наращивания объемов товарооборота. Именно с этой целью Украина активно проводит работу по введению зоны свободной торговли в рамках Содружества.
Здесь произошли позитивные сдвиги: Совет глав государств СНГ 21 июня принял долгожданное решение. В соответствии с ним всеми государствами признаны в качестве первоочередных мер завершение выполнения в текущем году внутригосударственных процедур относительно базовых документов по зоне свободной торговли, разработка и согласование на двусторонней основе графиков отмены изъятий из режима свободной торговли и переход на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения.
- Кем же для Украины является Россия - конкурентом или союзником?
- В стремлении к мировому рынку Украина пытается строить свою экономику, симметричные межгосударственные отношения так, чтобы это позволило и украинской, и российской сторонам эксплуатировать различные промышленные взаимосвязанные комплексы, созданные в предыдущие годы. Мы всегда и во всем исходим из того, что наши отношения с другими государствами основываются на принципе национальных интересов. Как говорил наш президент Л.Кучма, у Украины нет прозападных или пророссийских интересов, у Украины есть проукраинские интересы.
Исходя из этого, вполне очевидно, что Россия на мировом рынке может быть для Украины как конкурентом, так и союзником. Ничего негативного в этом я не вижу. Конкуренция - позитивное явление, которое является неотъемлемым элементом рыночных отношений. Например, мы сотрудничаем с Россией в ракетно-космической и авиационно-строительной отраслях, но одновременно являемся конкурентами на международных рынках вооружений. И то и другое идет обоим государствам только на пользу и ни в коей мере не может помешать нашему стратегическому партнерству.
Что касается выхода совместной продукции на международные рынки, то здесь в первую очередь необходимо сказать о сотрудничестве в ракетно-космической отрасли, а точнее - об участии Украины и России в одном из самых уникальных международных проектов - "Sea Launch", или "Морской старт". Как известно, совладельцами этого консорциума являются "Боинг Коммершл Спейс Компани" (США), ракетно-космический комплекс "Энергия" (РФ), "Кварнер Меритайм" (Норвегия) и ПО "Южмаш"/КБ "Южное" (Украина). По оценкам специалистов, этот гигантский проект стоит не менее 2 миллиардов долларов. А участие Украины в нем позволило привлечь на 100 миллионов долларов кредитных средств и на несколько лет загрузить предприятия нашей космической отрасли.
Мы продолжаем также сотрудничество по разработке, сертификации и производству ближнемагистрального пассажирского самолета ТУ-334 и АН-140 - для местных авиалиний. Это наиболее яркие примеры нашего эффективного партнерства.
- Суперцель, как говорят, вашего правительства на данном этапе - склонить Россию к тому, чтобы она отказалась от строительства обходных газопроводов в Европу. Означают ли объявленная украинской стороной готовность отдать российскому капиталу 30% акций нефтеперерабатывающих предприятий и объектов газонефтетранспортной системы, а также принятое решение о создании нескольких российско-украинских СП по транспортировке газа по украинской территории, - как уступки на пути к достижению такой цели?
- Если говорить о "суперцели" нашего правительства, то она одна - обеспечить устойчивый экономический рост в Украине. Что касается вашего вопроса, то в области транспортировки газа Украина и Россия имеют следующие общие цели, которые, думаю, будет интересно знать читателям "Труда" - старейшей газеты, на которой воспиталось не одно поколение людей:
- обеспечить надежность поставок газа для зарубежных клиентов ОАО "Газпром";
- произвести полное погашение всех долгов НАК "Нефтегаз Украины" перед ОАО "Газпром";
- перевести расчеты за транзит и поставки газа исключительно на денежную основу;
- изыскать финансовые ресурсы для ремонта и модернизации транзитной магистрали с целью обеспечения роста экспорта газа из России и снижения технологических потерь транзитного газа;
- создать систему транзита газа, исключающую накопление новых долгов;
- обеспечить полную и своевременную уплату налогов в денежной форме ОАО "Газпром" и НАК "Нефтегаз Украины" в бюджеты России и Украины.
Украинская сторона предлагает в настоящее время следующие возможные пути достижения этих целей:
- передача транзитной магистрали в долгосрочную концессию совместному предприятию, участниками которого могли бы стать НАК "Нефтегаз Украины", ОАО "Газпром", а также международная нефтегазовая компания. "Газпром" будет иметь возможность участвовать в СП путем зачета встречных требований к НАК "Нефтегаз Украины" и внесения других активов.
- А что касается условий концессии ?
- Они будут определены таким образом, что все ее участники смогут получать привлекательную доходность на внесенные инвестиции.
Я думаю, что поиск взаимоприемлемых решений для достижения наших общих целей в области транспортировки газа увенчается успехом. Что же касается процесса приватизации украинских нефтеперерабатывающих заводов, то это проходит на конкурсной основе.
- Можно ли утверждать, что именно осложнение отношений с МВФ и другими кредиторами заставило Украину сделать вынужденную корректировку геополитики в сторону России? Или Украина и впредь будет придерживаться так называемой "многовекторности" во внешнеэкономической стратегии?
- Во-первых, нынешнее состояние отношений между Украиной и МВФ нельзя охарактеризовать как осложнение. 6 августа состоялся визит первого вице-премьер-министра Украины Юрия Еханурова в Вашингтон, во время которого прошли переговоры с руководством МВФ. Их результаты подтверждают намерения Международного валютного фонда и в дальнейшем плодотворно сотрудничать с нашей страной.
Рост экономики, который наблюдается в первом полугодии текущего года, во многом является следствием деятельности украинского правительства, согласованной с требованиями МВФ. Мы надеемся, что до конца сентября МВФ примет решение о возобновлении программы расширенного финансирования.
Принципиальной целью внешней политики Украины было и остается построение отношений с Российской Федерацией как с наиболее структурно близким по политическим, экономическим и социальным параметрам государством. Стратегический характер украинско-российского партнерства подкрепляется и на самом высоком уровне - в отношениях наших президентов.
Вместе с тем экономическая составляющая украинско-российского делового партнерства долгое время оставляла желать лучшего: резко сокращался объем товарооборота, возводились тарифные и таможенные барьеры, поднимались пошлины.
Сегодня ситуация начинает меняться в лучшую сторону. Но хотелось бы ускорить этот процесс как в рамках двусторонних отношений, так и в формате Содружества Независимых Государств. Поэтому более правильным было бы говорить не о "вынужденной корректировке", а, скорее, о начале преодоления последствий кризиса в двусторонних украинско-российских торгово-экономических отношениях.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников