05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПРОБОИНА

ВСЕ, чем располагает Северный флот для спасения подводников, сейчас находится в районе аварии.

ВСЕ, чем располагает Северный флот для спасения подводников, сейчас находится в районе аварии. Это 15 кораблей и судов. С борта тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" операцией руководит один из самых опытных наших подводников командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов. Там же и командующий 1-й флотилией атомных подводных лодок, в которую входит "Курск", адмирал Олег Бурцев. Так что сомневаться в правильности их решений нет никаких оснований.
Главное из того, что вчера было известно, - экипаж жив, хотя нельзя исключать, что среди личного состава есть потери. Обследование глубоководными аппаратами показало, что атомоход получил сильные повреждения в районе первого отсека, в котором находятся торпедные аппараты. Отсек затоплен. А это с большой долей вероятности может означать, что его расчет погиб. Однако по правилам в море водонепроницаемые переборки между отсеками подводной лодки должны быть задраены. Поэтому на каком-то рубеже подводникам удалось остановить гибельный поток воды. Но принятого балласта оказалось достаточно, чтобы "Курск" не смог самостоятельно всплыть.
Что это за пробоина? Специалисты называют две возможные причины ее появления. Первая - столкновение с крупным подводным объектом, предположительно с другой подводной лодкой. Такие случаи на том же Севере случались неоднократно, правда, их последствия оказывались не столь тяжелыми. И всегда "соучастниками" были американские атомные субмарины, давно патрулирующие вблизи наших заполярных военно-морских баз. В процессе слежения за российскими атомоходами они на какое-то время теряли с ними акустический контакт и море оказывалось тесным - столкновение.
В ходе нынешних учений Северного флота, по признанию Пентагона, за действиями наших моряков следили сразу две атомные подводные лодки США. Однако все они вроде бы целы, хотя в случае такого столкновения с огромным "Курском", чье подводное водоизмещение "тянет" на добрый линкор, им бы тоже несдобровать.
К тому же характер повреждений нашей аварийной подлодки не похож на те, что приносят столкновения. Поэтому ко вчерашнему дню главной версией произошедшего стал взрыв в носовой части крейсера. Рвануть могли не обязательно торпеды. Это мог быть, скажем, баллон с воздухом высокого давления, с помощью которого выстреливаются те же торпеды и аварийно продуваются цистерны главного балласта для всплытия. Если все так и было - практически на корабле почти неизбежен пожар. В мирное время в таких обстоятельствах командиры подлодок обычно приказывают всплывать на поверхность - там проще потушить огонь. Так действовал командир погибшей в апреле 1989 года другой атомной подводной лодки того же Северного флота капитан 1 ранга Ванин. К чему это привело - хорошо известно. Тогда через прогоревший трубопровод воздух высокого давления хлынул не в балластные цистерны, а в горевший кормовой отсек. Тот сразу превратился в подобие домны, и пламя уже было не остановить. Этот случай на нашем флоте подводниками изучен досконально. Известен он, конечно, и командиру "Курска" капитану 1 ранга Геннадию Лячину. Не исключено, что он потому и отказался от экстренного всплытия, предпочтя положить крейсер на дно на сравнительно небольшой глубине.
Как может спастись экипаж? Самостоятельным выходом через кормовые торпедные аппараты? Это вряд ли, все же над головой больше 100 метров воды. Есть еще на атомоходах всплывающая спасательная камера, в которую при необходимости может подняться весь экипаж. Герметически задраиваются люки, пиропатронами отстреливаются крепления и - наверх, к спасению. Однако пока неизвестно, уцелела ли эта камера, размещенная в центральной части корабля, после предполагаемого взрыва и пожара.
Тогда остается третий путь - со спасательного судна могут спустить на лодку глубоководный аппарат. Он "присасывается" на корпус в районе одного из люков. Крышка отдраивается, и экипаж поднимается в него, не замочив ног. Однако и здесь не все просто. Беда не приходит одна. В районе еще в понедельник резко ухудшилась погода - ветер 20 метров в секунду и пятибалльный шторм сорвал с якорей все корабли и суда, кроме авианосца "Адмирал Кузнецов" и большого противолодочного корабля "Адмирал Чабаненко". Работать спасателям в таких условиях невозможно. Да и если бы только шторм... Над "Курском" сильнейшее приливно-отливное течение. Сносит даже управляемые глубоководные аппараты, которые контролируют ход работ...
По мнению главкома ВМФ адмирала Куроедова, сейчас крайне важно получить информацию об обстановке внутри попавшего в беду атомохода. Сделать это пока не удается. О том, что люди живы, можно судить только по ударам тяжелыми предметами, которые доносятся до акустиков из уцелевших отсеков лежащего на дне корабля. Надежда жива, пока флот слышит эти удары. А пока есть малейшая надежда - флот оттуда не уйдет и за жизнь своих товарищей будет бороться до последнего.
Когда номер готовился к печати, министр обороны России маршал Игорь Сергеев заявил, что операция по спасению членов экипажа "Курска" началась. А главком ВМФ адмирал Куроедов добавил: "Мы надеемся, что погода позволит начать в полном объеме операцию по спасению подлодки "Курск" около 22.00".
По мнению генерального конструктора подлодки, запасов кислорода на аварийном атомоходе осталось на двое суток.
Сергей Ищенко, капитан 1 ранга запаса, военный обозреватель "Труда".
"РУБИН" ПРИШЕЛ НА ПОМОЩЬ "КУРСКУ"
Авария на атомной подводной лодке "Курск" вызвала шок у специалистов центрального конструкторского бюро "Рубин". По проекту именно этого ЦКБ создавалась субмарина. Он (то есть проект) был утвержден еще 20 лет назад. Создатели лодок серии 949-А, к которым принадлежит и "Курск" (моряки называют ее батон, внешне напоминает его), были тогда отмечены Ленинской и Государственной премиями.
Сразу после известия о ЧП в Баренцевом море к месту трагедии вылетела группа специалистов "Рубина" во главе с генеральным конструктором Игорем Барановым. До ее возвращения в ЦКБ категорически отказываются отвечать на какие-либо вопросы о возможных причинах трагедии и шансах экипажа на спасение. Но что удивительно: генеральный директор "Рубина" академик Игорь Спасский по-прежнему находится в отпуске. В свое время, когда случилась трагедия с атомной лодкой "Комсомолец", тоже производства этого ЦКБ, Спасский, помнится, отменил все отпуска и командировки своих сотрудников и сам вместе с ними занимался исключительно "Комсомольцем"...
В питерском клубе подводников сразу после известия об аварии на "Курске" собрались бывшие командиры атомных субмарин, чтобы обсудить, проанализировать возникшую на подводном корабле ситуацию. Руководитель клуба капитан 1 ранга запаса Игорь Курдин сказал корреспонденту "Труда":
- "Курск" - последняя атомная подлодка, принятая на вооружение современной Россией. Было это в 94-м. Проект ее очень хорош, надежность, предусмотренная им, высокая. Что там случилось? Как мы предполагаем, произошел взрыв водорода в аккумуляторной яме первого отсека... На лодке 24 ракеты.
- А я слышала, их в этом походе нет...
- Подводные лодки без ракет не плавают, не на рыбалку же идут!.. Времени для спасения экипажа остается все меньше. Мы в клубе получили несколько телеграмм от коллег из Великобритании, США, Франции. В них - мольбы за наших ребят... Мне не понять, почему Северный флот не обращается за помощью к международному сообществу. Что сейчас-то уже делать секрет из происшедшего, людей спасать надо! Кстати, нет точных данных о том, сколько на "Курске" человек - 116 или 130? И это тоже вызывает недоумение.
- Шансы на спасение экипажа есть?
- Шансы всегда есть. Надо бороться до последнего.
Людмила Безрукова.
Санкт-Петербург.
КУРЯНЕ ВЕРЯТ В УДАЧУ
Понятно, с каким волнением восприняли весть о терпящем бедствие атомоходе в городе, давшем ему свое имя. Все годы со времени ввода в строй субмарины куряне не только гордились одним из флагманов Военно-Морского флота, но и поддерживали с его экипажем тесные шефские связи. В Курск не раз приезжали делегации с атомохода, в том числе и во главе с командиром корабля. Областной военкомат ежегодно направлял на службу призывников, причем проходящие ныне службу - в основном выпускники Курского железнодорожного техникума. С подарками к своим подшефным ездят и куряне. Нынешней весной делегацию курян возглавлял губернатор Александр Руцкой. Тогда атомный крейсер вернулся из длительного похода, и встреча была особенно теплой и радостной. А буквально на днях с Кольского полуострова вернулась делегация горожан, возглавлял которую глава Железнодорожного округа Николай Люлька. Около восьми тонн различных грузов с продовольствием и продукцией технического назначения доставили куряне морякам-североморцам, в канун празднования Дня Военно-Морского флота.
- Атомоход "Курск", - рассказал "Труду" Николай Люлька, - хотя и участвовал в праздновании, но уже был подготовлен к выходу в море для участия в учениях. Мы пообщались с его командованием и с некоторыми земляками несколько меньше, чем хотелось, - снявшись сразу после праздника с рейда в Североморске, крейсер ушел на дозаправку... Нам сейчас неизвестно, кто из земляков оказался в том экипаже, который вышел на эти учения... Мы очень надеемся, что все завершится благополучно.
Из других источников удалось узнать, что в экипаже курян семеро. Один из них - мичман Виктор Кузнецов, служащий на подлодке уже четыре года.
Владислав Павленко, соб. корр. "Труда".
Курск.
Вчера во время Архиерейского Собора Русской Православной Церкви была вознесена молитва о спасении экипажа российской подводной лодки "Курск", потерпевшей аварию в Баренцевом море. Молебен совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников