МИРОТВОРЦАМ НАТО ДАЛИ ШАНС

Подписанное в начале недели рамочное соглашение о внесении изменений в конституцию Республики Македонии оставляет больше вопросов, чем дает ответов. Международные посредники на переговорах между македонской и албанской общинами полагают, что заключение договора принесет мир на землю этой небольшой балканской страны. Однако и по прошествии двух суток после того, как лидеры четырех ведущих политических партий республики (двух македонских и двух албанских) поставили свои подписи на документе, в районе Тетово рвутся снаряды и звучат выстрелы.

Правда, есть надежда, что ситуация изменится. Пока события развиваются в основном по сценарию, составленному западными стратегами-миротворцами. На следующий день после заключения договора политический лидер албанской Освободительной национальной армии (ОНА) Али Ахмети в присутствии Питера Фейта, представителя генсека подписал заявление о готовности ОНА сложить оружие. Первым должно быть сдано тяжелое вооружение. Для этого в документе определены 15 пунктов, где натовские военные будут принимать и пересчитывать арсеналы ОНА.
Параллельно с этим процессом македонский парламент должен начать процедуру изменения македонской конституции. Дабы не нарушить хрупкое доверие между македонской и албанской общинами, процедура разделена на три этапа. Вначале Скупщина Македонии должна начать дебаты по вопросу изменения конституции, которые продолжатся до тех пор, пока натовцы не сообщат, что изъяли у албанских боевиков одну треть вооружений. На втором этапе запланированы принятие парламентом поправок и сдача сепаратистами еще трети от имеющихся у них запасов. Обновленная же македонская конституция должна появиться по прошествии трех дней, как будет объявлено о полном разоружении ОНА.
Но чтобы планы, так красиво изложенные на бумаге, стали воплощаться в жизнь, в Македонию должен прибыть международный миротворческий контингент под руководством НАТО в составе 3,5 тысячи человек, который и займется сбором оружия. Как полагают эксперты, этот процесс может затянуться. Пессимисты говорят, что на ввод войск после принятия соответствующего решения возможно потребуется от полутора до двух недель. Предугадать, куда за это время качнутся чаши весов, застывшие между миром и войной, сейчас, пожалуй, не возьмется никто.
А перспектива того, что перевес окажется не на стороне мира и стабильности, вполне реальна. Причина тому - действия еще одного недавно появившегося в Македонии албанского военизированного формирования, называющего себя Армией национального освобождения. Его лидеры заявляют, что не признают достигнутых в Охриде соглашений и будут и далее сражаться "за свободу албанского народа". Кстати, ответственность за кровавые события конца прошлой недели, когда от рук террористов погибли 30 македонских военнослужащих, взяла на себя именно ОНА. Причем, даже если удастся договориться и с этой группой боевиков, это отнюдь не будет означать, что проблема окончательно снята. Опыт последних лет показывает, что различные армии национального освобождения появляются среди дезориентированного нечистоплотными политиками и в массе своей безработного албанского населения Балкан с завидной периодичностью и растут, как грибы после хорошего дождя.
Второе серьезное препятствие, которое может возникнуть на пути восстановления мира - настроения среди этнических македонцев, готовых после почти полугода провокаций со стороны албанских боевиков взяться за оружие. И тогда любой даже незначительный инцидент может привести к развязыванию полномасштабной гражданской войны, последствия которой отразятся на всем балканском регионе.
Что в этих условиях сможет сделать Североатлантический альянс, взявший на себя роль главного миротворца в военных конфликтах на просторах бывшей Югославии, - покажет время. Македония предоставляет НАТО последний шанс доказать, что блок в состоянии прервать хоть одну гражданскую войну в новейшей истории Балкан в ее зародыше.