АВИАЦИЯ РОССИИ НЕ СЛОЖИЛА КРЫЛЬЯ

У задавленных многолетним кризисом авиаторов России нынче праздник надежд. Проходит он в подмосковном Жуковском и называется 5-м Международным аэрокосмическим салоном МАКС-2001. Необычайно пристальный интерес к этому событию со стороны зарубежных фирм из 34 стран, выставивших здесь рядом с нашими самолетами и вертолетами собственную продукцию, а также приезд в Жуковский многочисленных потенциальных иностранных покупателей - все это укрепляет веру в возрождение отечественной авиации.

Главный вывод многих специалистов: конструкторы и инженеры России работать не разучились. Жаль только, что многое из выставленного ими на нынешнем МАКСе так и не пошло в серийное производство, существует в единственных экземплярах. Конечно, на массовый выпуск современных самолетов и вертолетов нужны огромные деньги. Где их взять, если казна пуста? Один из выходов предложил помощник президента РФ маршал Евгений Шапошников. По его мнению, государству важно понять, что авиационная деятельность - это не только затраты, но и источник неплохих заработков для бюджета, позволяющих куда больше тратить и на конструкторские разработки. Но только не надо делать так, как поступило наше правительство, в 1999 году. Тогда всем гражданским предприятиям страны из бюджета было выделено 400 миллионов рублей. А в виде налогов в обратном направлении ими же было перечислено почти 6 миллиардов рублей, то есть почти в 14 раз больше! Естественно, новые самолеты авиакомпаниям заказывать не на что. Неудивительно, что общий объем авиаперевозок сегодня у нас по сравнению с 1990 годом сократился в четыре раза.
Впрочем, именно на МАКС-2001 особенно отчетливо видно, что все возможности исправить положение у России есть. Это мнение многих зарубежных специалистов, снимающих в Жуковском шляпы перед увиденным на стендах отечественных фирм. К примеру, у экспозиции российской авиационной корпорации "Воздушный старт". Здесь становится очевидно, что наша страна вышла на передовые позиции в мире по разработке системы вывода в космос спутников с самолетных платформ. Для этих целей предлагается использовать переоборудованный тяжелый транспортный самолет "Руслан", способный доставлять заправленную топливом ракету-носитель на дальность до 4500 километров и затем запускать ее в космос, допустим, на экваторе.
Или взять достижения научно-производственного объединения "Алмаз", выпускающего лучшие в мире зенитно-ракетные комплексы. На авиасалоне предприятие выставило знаменитую зенитную ракетную систему С-300ПМУ2 и макет зенитной ракетной системы "Фаворит", а также модернизированные старые ракетные комплексы, стоящие на вооружении в десятках стран мира. Уже объявлено, что вчера в Жуковском состоялись переговоры с потенциальными заказчиками из Вьетнама, Венесуэлы, Кувейта и ряда других стран. А продукцией Казанского авиазавода заинтересовались американцы.
TXV: