03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВАШУ МАТЬ БЕСПОКОИТ ОТСУТСТВИЕ ДЕНЕГ

Евдокимов Игорь
Опубликовано 01:01 16 Августа 2001г.
Левон Оганезов известен, помимо иного, тем, что любую мелодию может подать в смешном, пародийном виде. Без него просто невозможно представить себе нашу эстраду, как и телевизионный клуб "Белый попугай". Этот виртуоз, помимо музыкального слуха, обладает замечательным чувством юмора.

- Левон, почему музыканты так любят "издеваться" над классикой?
- Дело в том, что есть три профессии, которым люди учатся в большинстве случаев с самого раннего детства, - это музыкальное исполнительство, цирк и балет. Вот я о своей профессии расскажу. В то время, когда мои сверстники играли в футбол и занимались девушками, я почти не имел на это времени. Но внутреннее ощущение радости жизни все равно оставалось.
Из-за недостатка времени у музыкантов очень много невыплеснутой энергии. И когда кончается напряженная работа, все начинают беситься. Поэтому музыканта всегда можно узнать в толпе. Поэтому в перерывах репетиций самый громкий смех раздается в оркестре. Если у человека в руках скрипка и он только что три часа играл серьезную музыку, то у него неизбежно возникает желание поиздеваться над тем, что он репетировал. И он начинает импровизировать.
Вообще музыканты всегда, при любых режимах, любили шутить. И серьезные композиторы, и профессора. Просто раньше никому в голову не приходило выносить это на эстраду, на публику. Это были такие кулуарные, закулисные шутки.
- Так кто вы, господин Оганезов, - музыкальный эксцентрик или серьезный музыкант?
- Я очень люблю музыку и отношусь к ней серьезно до фанатизма. Но пошутить же можно, я думаю, никто меня за это не осудит.
Есть разные шутки. Можно взять любую популярную мелодию и переделать ее на кавказский манер. Получится очень смешно. Те, кто когда-нибудь это слышал, подтвердят мои слова. Можно начать одно произведение, а закончить другим, тоже известным. А уж переставлять слова из песни в песню - так шутили еще в оркестре Леонида Утесова. Помню, как на мотив песни "Широка страна моя родная" пели известный романс Сергея Есенина "Ты жива еще, моя старушка". Или наоборот, выводили со слезой в голосе "по-есенински": "Широка страна моя родная...". Тоже получалось смешно. Ведь ритм в обеих мелодиях один и тот же.
- Вы такой весельчак, а посмотришь на писателей-сатириков - никто из них не улыбается, все угрюмые...
- Потому что смех - это их профессия, тяжелая работа. А у меня другая профессия, я не обязан сочинять шутки. Я это делаю просто по наитию. Придет в голову - хорошо. А в голову приходит все время. Когда же ты садишься и говоришь: вот сейчас я должен придумать шутку, сочинить репризу, - никогда в жизни ничего не получится.
Я не считаю себя очень остроумным, но бывали и удачные шутки. Мы на эту тему с Аркашей Аркановым много говорили. Он утверждает, что знает авторов многих шуток, но не знает, не видел и, наверное, никогда не увидит автора хотя бы одного анекдота. Потому что анекдот придумать невозможно. Анекдот нам посылают откуда-то свыше...
- Вы согласны с тем, что смех удлиняет жизнь человека?
- Это лучше у врачей спросить, которые скажут: "не навреди"... Но то, что смех снимает стресс, - это действительно так. Я знал людей, которые, и умирая, шутили. Поэт Михаил Аркадьевич Светлов, например. Когда у него нашли рак, он позвонил Константину Симонову и сказал: "Рак уже есть! Привези пиво!". Окна его палаты выходили на больничный морг. И по утрам, подходя к окну, он говорил: "Гутен морген". Все вокруг смеялись, а он в это время умирал.
- Да, только гениальный человек может себе такое позволить. А знаете, как умирал Черчилль? Перед смертью к нему пришел муж его дочери, известный журналист, чтобы взять последнее интервью. Он спросил Черчилля: кто, по его мнению, самый великий человек в мире? На что Черчилль ответил: "Муссолини, потому что он приказал повесить своего зятя".
- Потрясающе! А у Светлова была еще такая шутка. "Известия" на первой странице напечатали какое-то его стихотворение и обещали через три дня заплатить хороший гонорар. Светлов говорит: "Но я завтра уезжаю в Дом творчества". Ему говорят: "Не волнуйтесь, мы вам вышлем, оставьте свой адрес". Ну он решил: вышлют так вышлют - и уехал. А когда через три дня ему не прислали гонорар, он послал в "Известия" такую телеграмму: "Вашу мать беспокоит отсутствие денег". Они посмеялись и прислали-таки ему деньги.
- Насколько я понимаю, вы уже давно свой человек на телевидении?
- Так получилось. Целый год выходила в эфир передача "Добрый вечер" с Игорем Угольниковым. Уже несколько лет мы с Аркашей Аркановым снимаемся в телевизионной программе "Белый попугай". А так как мы уже засветились в этом жанре на телеэкране, то решили, что имеем право выступать и на сцене. И мы придумали себе концерт, с которым ездим по городам и весям.
- Вы выступали и у нас, и за рубежом и, наверное, разгадали, в чем особенности национального юмора?
- Вы знаете, я специально придумал себе несколько эстрадных номеров, чтобы не играть только музыку, сидя за роялем. У нас народ на вечерах юмора не приучен долго слушать музыку. А, например, в Чехии люди с удовольствием слушают инструментальную музыку, им не нужно каких-то слов или скетчей.
Наш народ быстрее соображает. Вот вы рассказываете анекдот нашему человеку, он не слушает вас, а начинает додумывать конец. Причина в том, что мы очень быстро развиваемся. Пока в Европе закончился один период, начался второй, у нас уже прошло четыре периода. Царская Россия - это уже древнейшая история. Долго привыкали к советской власти, но, так и не успев привыкнуть, отвыкли. А теперь так же быстро привыкли к капитализму. В моем доме находится банк, я вижу, как туда заходят пожилые люди, разговаривают о процентах, покупают доллары. Причем никого не надо учить, как жить при капитализме, - кто сообразил, тот так и делает, кто не сообразил, тот сидит в переходе и тоже не голодает.
- А лично вам, когда лучше жилось - при социализме или при капитализме?
- Я всегда был типичным представителем среднего класса. И при советской власти я жил примерно так же - выше низшего или ниже высшего. Не голодал, но и никогда не расплачивался в ресторане за большую компанию. В крайнем случае - за себя с женой. И сегодня я тоже, что называется, на среднем уровне. У меня нет собственной дачи, но если мне понадобится купить машину, я поднатужусь и куплю.
- Многие государственные деятели обладали музыкальным слухом: Ленин заслушивался "Аппассионатой", Сталин обожал песенку про Сулико. Как вам кажется, политик может быть хорошим музыкантом?
- После революции им, конечно, было не до музыки. Тогда к власти пришли те, кто, как говорится, в анкете писал: мать - прачка, отец - два красноармейца. Но во втором эшелоне в правительстве было очень много образованных людей. Я, например, несколько раз бывал дома у Косыгина. Оказывается, Алексей Николаевич (этого почти никто не знает) был большим любителем джаза и одним из крупнейших коллекционеров джазовых пластинок. Он собирал их еще с довоенных времен, с тех самых пор, когда был министром легкой промышленности.
Американцы знали об этом его увлечении и присылали ему все новинки джаза. Просто так, из уважения к нему. А я дружил с его внуком Лешкой, который был намного младше меня. Он был большим любителем оперетты, часто ходил в Большой театр, где я в то время работал концертмейстером. Он несколько раз приводил нас с Борисом Бруновым к себе домой - послушать джазовые пластинки. Вообще многие из прежнего руководства были знатоками и любителями музыки. Я знаю, что Жданов прилично играл на рояле.
- А нынешний политический бомонд какой музыке отдает предпочтение?
- Молодежь, которая сейчас пришла во власть, любит попсу. Когда такое было? Вспомните, кто раньше выступал на правительственных концертах: артисты Большого театра, симфонический оркестр... А сейчас я смотрю: Дима Маликов на кремлевских подмостках поет. В свое время действительно великого Утесова ближе, чем в Колонный зал, к Кремлю не подпускали.
- Вы много гастролируете, наверняка в вашей жизни были забавные случаи?
- Сколько угодно. Помните, была такая пара популярных эстрадных артистов - Рудаков и Нечаев? Они сочиняли куплеты на злобу дня. Первый раз прогремели после того, как полетел в космос Гагарин. Уже на следующее утро они пели: "Молодец Гагарин Юра, тара-тара-ай-люли, Он де-факто и де-юро оторвался от Земли". Когда в космос полетела Валентина Терешкова, они тоже сразу откликнулись куплетами. Эта пара была жутко популярна, их очень любил Никита Сергеевич Хрущев.
И вот однажды они и группа артистов, в том числе и я, были на гастролях в Краснодаре. Павел Иванович Рудаков был тогда стройный, поджарый и очень любил хорошо одеваться. Как сейчас помню, на нем был дорогой костюм, импортные ботинки и засаленная, мятая, продавленная шляпа. Я говорю ему: "Паша, почему ты ее не выбросишь? У тебя такой костюм, а шляпа портит весь вид". Он говорит: "Понимаешь, Левон, эта шляпа мне дорога, я с ней всю войну прошел, лучше, когда приеду домой, я ее отдам в чистку". Дудник (тоже популярный в ту пору эстрадный юморист) ему говорит: "Может, ты и носки носишь с войны? Да выброси ты ее, пора уже, это просто неприлично".
В общем, мы его уговорили. И вот после очередного концерта он оставляет шляпу в гримерке. Ему привозят ее в гостиницу, говорят: "Вы забыли у нас свою шляпу". На следующий день он рано утром выходит из номера и идет в расположенной перед гостиницей скверик. И оставляет шляпу на скамеечке в этом скверике. Спустя полчаса администратор гостиницы приносит ее к нему в номер. Вечером мы уезжаем из Краснодара. Пьем чай в вокзальном буфете, и Рудаков "забывает" шляпу на вешалке. Его догоняет буфетчица и возвращает ему шляпу. Тогда он заворачивает ее в газету и кладет на подоконник в зале ожидания, а сам садится в поезд. За минуту до отправления проводник приносит ему шляпу.
Наконец поезд трогается. В нашем купе едут Лисициан, Кривченя - был такой бас, Дудник и еще один музыкант Гриша Кабалевский, сейчас он работает у Спивакова в "Виртуозах Москвы". Они вчетвером играют в преферанс, а я сижу, смотрю. Рудаков и Нечаев едут в соседнем купе.
- Шляпа по-прежнему у Рудакова?
- Да, он никак не может от нее избавиться. Когда поезд набрал скорость, это нам рассказывал Нечаев, Рудаков говорит: "Ну теперь-то уж никто мне ее не принесет". И картинно выбрасывает шляпу в окно. Это было в 1964 году, тогда в купе еще открывались окна. Ну и шляпа, выброшенная Рудаковым, словно бумеранг, делает зигзаг и, привлекаемая воздушным потоком, влетает в наше окно. Дудник берет ее и говорит: "Вот теперь внимательно слушайте". И несет шляпу обратно. Через пятнадцать секунд вагон огласился ужасным криком Рудакова...
АНЕКДОТ ОТ ЛЕВОНА ОГАНЕЗОВА
- Мыкола, сыграй на скрыпке!
- Не хочу!
- Ну сыграй, тебя все просят!
- Не хочу!
- Ну шо ты уперся, сыграй!
- Не хочу!
Голос диктора украинского радио: "Вы прослушали каприз Мыколы Паганини".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников