09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МОСКВА - ВЕНА, ДАЛЕЕ - ВЕЗДЕ

Малевич Ольга
Опубликовано 01:01 16 Августа 2001г.
"Как собрать публику?!" - этот сакраментальный вопрос не задают себе руководители Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского: для них норма - аншлаг. Учителя, студенты, врачи, ученые, зараженные "лирикой" технари - их публика, и общедоступные симфонические абонементы" БСО имени Чайковского - для них.

Выкроить от 40 до 150 рублей за шесть вечеров "в обществе" музыкантов лучшего столичного оркестра небогатый российский интеллигент и нынче, как правило, может. Для художественного руководителя БСО Владимира Федосеева "общедоступность" - не значит облегченность. И это подтверждают насыщенные программы, в которых дирижер предлагает публике не только хорошо известные, но и редкие опусы Брукнера, Равеля, Владимира Рубина, Бориса Чайковского...
Абонементные концерты выстраиваются в серии. Одна из них в минувшем сезоне имела символическое название "Венская музыка на рубеже веков. Бетховен - Малер". Интерес Федосеева к Вене известен и не случаен. Мало того, что этот город - один из крупнейших в Европе центров "музыкального притяжения". (Сам Владимир Иванович уже пятый сезон возглавляет, кроме БСО, еще и Венский симфонический оркестр). В музыке венских классиков, в том числе избранных Федосеевым Бетховена и Малера, остро проявился провидческий мотив. Бетховен свято верил в грядущее братское единение людей, Малер предчувствовал бессмысленную гибель миллионов... "Венский сериал" оркестра Федосеева открылся Пятым фортепианным концертом Бетховена и Пятой симфонией Малера, исполненными с европейской элегантностью и одновременно типично русской страстностью. В Пятой Малера Федосеев предложил далекую от привычных штампов, но весьма убедительную трактовку довольно часто исполняемого произведения. Оркестр оказался чутким инструментом в руках дирижера. Да, 26 лет сотворчества Федосеева и коллектива БСО не прошли даром: понимание - с полуслова, с "полужеста"...
О классе Большого симфонического оркестра хочется сказать особенно. Коллектив, отметивший в минувшем сезоне свое 70-летие, находится в превосходной форме. О признанном во всем мире БСО не грех сказать: национальное достояние. Сегодня в его составе немало звезд: виолончелист Виктор Симон, скрипач Михаил Шестаков, арфистка Эмилия Москвитина, флейтистка Мария Федотова, валторнист Виктор Галкин, кларнетист Владимир Пермяков - всех не перечислить. Это прекрасно сыгранный ансамбль. Блестящие солисты, выросшие в БСО, восхитили уникальным мастерством в одной из юбилейных программ - вечере, который запомнится и чудным всеобщим чаепитием в празднично украшенном фойе, но прежде всего, конечно, - феерическим каскадом популярных мелодий Чайковского, Свиридова, Шостаковича, Легара, Иоганна Штрауса...
... Колокол Хатыни, изображенный на черном полотне, алый отсвет на органных трубах, разрывающие тишину трагические аккорды гениальной песни А. Александрова "Священная война"... Это уже концерт, приуроченный В. Федосеевым к 60-летию начала Великой Отечественной. Суровую дату дирижер отметил особенной, точно выстроенной и отрежиссированной программой. С первых же тактов в зале многие плакали.
В другой юбилейной программе после многолетнего забвения прозвучала "Патетическая оратория" Свиридова, возрождение которой стало одним из самых ярких событий сезона. Когда рухнул "союз нерушимый", этот музыкальный символ огромной противоречивой эпохи исчез из концертных залов. К счастью, лишь на время. Подлинные шедевры искусства создаются не для конъюнктурных целей, не в угоду властям предержащим, а ради раскрытия сложной драматургии времени и человека в нем. И Владимир Федосеев своей мощной интерпретацией недавно бывшего хрестоматийным произведения доказал, что "Патетическая оратория" стоит в одном ряду с грандиозными историческими музыкальными фресками.
Чуткий интерес Федосеева к национальной традиции, к русской истории проявился и в "реставрации" концертной программы, звучавшей ровно 100 лет назад на открытии Большого зала Московской консерватории. Идея была хороша и своеобразна сама по себе. Но как украсило ее еще и участие широко известных мастеров Малого театра Ирины Муравьевой и Юрия Соломина! Они рассказали слушателям о том, как Большой зал консерватории строили всем миром. Может, мы и теперь, когда зал порядком обветшал, начнем реставрировать его общими усилиями? Во всяком случае, Владимир Федосеев и его супруга и помощник в трудах Ольга Доброхотова предложили объявить сбор пожертвований на восстановление национальной музыкальной святыни.
Мы боимся громких слов. Что ж, пусть их произносят другие. Обозреватель японского журнала "Новая волна", услышав оркестр Федосеева, отметил, что его игра с первых звуков вызывает восторг. Австрийская пресса называет БСО "последним бастионом оркестровой культуры". Рецензент "Дейли телеграф" выделяет БСО из всех художественных коллективов России, считая, что лишь ему удалось, несмотря на все сложности российской жизни, сохранить свой индивидуальный стиль, высочайший уровень профессионализма.
Успех сопутствует федосеевцам в Вене, в Золотом зале Musikverein... Он не изменил им в Лондоне, в Royal Festival Hall (концерт здесь проходил в цикле "Великие дирижеры и оркестры мира")... Но особенно устойчив этот успех дома, в Москве, где любящая публика уже выстроилась в очередь за "Общедоступными симфоническими абонементами" будущего сезона - с полной уверенностью, что оркестр Федосеева не обманет ее ожиданий...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников