ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ?

Сергей ЕСИН, писатель, ректор Литературного института:
- "Глядясь в телевизор", начинаешь

Сергей ЕСИН, писатель, ректор Литературного института:
- "Глядясь в телевизор", начинаешь понимать, что Россия - страна постоянно действующих чрезвычайных ситуаций. Эта "чрезвычайка" работает так интенсивно, что мы постепенно перестаем по-человечески всему этому сочувствовать. Трагедия превращается в зрелище. Сегодня - упавший самолет, завтра - убийство в Чечне милиционеров, послезавтра - торговля человеческими органами. Возникает вопрос: или этого раньше было меньше, или мы об этом не знали? Наверное, не знали, потому что прежний обкомовский режим немедленно (своими, не очень демократическими методами), не дожидаясь финансирования из центра, переселял людей, тушил пожары и не допускал до того, чтобы в столице автономной республики возникали холерные очаги. Разве для этого мы получали суверенитета столько, сколько могли проглотить? Управлялись на местах, потому что знали: за это "тоталитарный" центр строго накажет. Многое для обывателя и тогда, и сейчас очевидно. Например, если не завезти в Приморье уголь, то оно снова замерзнет. Если регулярно, с весны, не бомбить ледяные заторы на Лене, то опять возникнет наводнение. Не видит этого всего только власть. Но если не видит, то зачем взялась управлять? Все ссылаются на то, что нет денег. Но в критической ситуации деньги находятся. А, может, у нас дефицит сообразительности, которая не поспевает зи рыночными отношениями?..
Юрий БОРЕВ, доктор философии, профессор:
-Спасите наши души от ТВ! Не смотреть его невозможно, оно часть нашей культуры, часть нашего быта, привычка - та, что свыше нам дана. Однако и смотреть невозможно. Советуют: не нравится передача - перейди на другой канал. Однако часто - куда податься? - повсюду винегрет из рекламы и убийств. Убивают на экране беспощадно: жен, мужей, любовниц, любовников, партнеров по бизнесу, стариков ради получения наследства и даже детей. Убийства показывают (иногда сразу по двум-трем, даже четырем каналам одновременно) с леденящими душу подробностями и сладострастным смакованием деталей.
В искусстве нельзя проливать кровь персонажа только ради добавления адреналина в кровь зрителя. Особо беспощадна по отношению к своим героям низкопробная американская кинопродукция, любимая нашим ТВ (а ведь в США есть и великие фильмы). Ныне во все тяжкие пустились и некоторые наши кинематографисты - убивают на экране кого и как попало. Я против таких фильмов потому что: 1) они в отличие от подлинных трагедий антиэстетичны и разрушают искусство, противореча его законам; 2) они, по данным современной психологии и физиологии, убивают творческое начало в человеке и взращивают тупиц; 3) они противоречат отечественному национальному сознанию (в США есть традиция: искусство - РАЗВЛЕЧЕНИЕ, и там сцены насилия воспринимаются "не всерьез"; российская традиция: искусство - ВОСПИТАНИЕ, и у фильмов ужасов и насилия главный эффект воздействия - криминализация общества). Берегите души свои и своих детей, выключайте передачи со сценами насилия! Перевоспитать наше ТВ может только всенародный бойкот: другим аргументам наше ТВ не внемлет. ...Хотя я понимаю, что в моем призыве есть момент донкихотства.
Юрий КУБЛАНОВСКИЙ, поэт, публицист:
- Лето сложилось так, что большая часть времени проходит не в Москве, а в провинции, где стараюсь, по возможности, смотреть местное ТВ. И, таким образом, удается уловить в повседневности то, чего из Москвы не видно.
Так, по ТВ в Иванове наблюдал интересную дискуссию. Как известно, недавно губернатором там стал коммунист Владимир Ильич Тихонов. И вот начата реанимация захиревших было музеев Первого Совета и М.Фрунзе. Естественно, у телезрителей возник вопрос: имеет ли право губернатор за счет и без того скудного бюджета удовлетворять свои извращенные идеологические пристрастия? Ведь и тот, и другой музей идеологически будут работать на идеализацию оболваненных большевизмом ивановских ткачей и безжалостного, красного фанатика Фрунзе. В то время как, к примеру, замечательный Никольский храм в Талицах на окраине Иванова, где долго служили дед и дядя М.Цветаевой, лежит в руинах, а деньги, отпущенные на его реставрацию Министерством культуры, ушли в распыл и теперь - как жалуется тамошний настоятель о. Тихон - концов не найти... Так чему же будут учить отныне юных ивановцев: заповедям Христовым или революционной заразе?
Александр БРАГИНСКИЙ, кинокритик:
- Лето - пора повторов. На фоне почти безраздельного царствования голливудской продукции и латиноамериканского "мыла" приятно было обнаружить неплохие французские картины. Так, на ТВЦ придумали "Пять встреч с Клодом Лелушем". И на минувшей неделе показали малоизвестный, очень "лелушевский" по сюжету и режиссуре фильм с Катрин Денев и Жаком Дютронком "За нас двоих". Только вот извечный вопрос: почему ленту поставили на час ночи? Чтобы ее увидело поменьше людей?
Иногда весьма чтимой мною "Культуре" не хватает вкуса при выборе сериалов. Я имею в виду непомерно затянутый франко-германский сериал "И огонь, и пламень" - соседство в одном фильме актеров разной национальности, разных школ часто не идет на пользу ни фильму, ни самим артистам.
Наконец, не могу не отметить "Московию" за серию передач "Без купюр". Она выполнена в жанре телепортретов американских киноактеров. На минувшей неделе это были Кевин Костнер и Антонио Бандерас. Смущает лишь то, что все это сделано... пять лет назад и что "герои" называют картины, которые либо вовсе не известны нашему зрителю, либо, в лучшем случае, уже основательно подзабыты.