ЗА ПРЕДЕЛЫ ДОЗВОЛЕННОГО

Прокурор Самарской области Александр Ефремов за последнее время привлек к себе повышенное внимание местных и центральных СМИ. Его то критикуют, то поют дифирамбы по поводу успешной борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Чем вызвана такая полярность в оценках? Как работается после вступления в силу нового УПК?На эти и другие вопросы корреспондента отвечает сам Александр ЕФРЕМОВ.

- Во-первых, лично я к собственной персоне внимания прессы не привлекал. Не рвался на телевидение, не предлагал свои интервью газетам. Общение с журналистами сводилось к обычным пресс-конференциям, которые регулярно проходят уже на протяжении многих лет. И вдруг в начале года на нас началась массированная атака.
- Прямо ни с того, ни с сего?
- Разумеется, нет. Я думаю, что настал критический момент, когда действия областной прокуратуры вышли за рамки "дозволенного" в понимании персонажей многих уголовных дел. Ведь только в прошлом году осуждено 49 активных членов шести организованных преступных группировок. На скамью подсудимых все чаще стали попадать высокие должностные лица. Осуждены за взятки два мэра города Октябрьска. Получил срок за организацию хищений нефтепродуктов бывший начальник Кинель-Черкасского РОВД. Расследуются уголовные дела в структурах областного масштаба. Мы первыми в России выявили новые виды хищений государственных средств, связанных с экспортом товаров за границу...
Примеров можно привести много, но они не дают общей картины. Поэтому обратимся к статистике. За семь месяцев этого года в области зарегистрировано на 2597 преступлений меньше, чем за тот же период прошлого года. В два раза сократилось количество бандитских проявлений и преступлений, связанных с наркотиками. Повысилась раскрываемость умышленных убийств. Наше наступление на преступность вызвало ответную волну - вот почему в СМИ появились заказные публикации.
Сейчас в области начинается комплексная проверка более 30 различных предприятий и организаций, в результате которой наверняка будет выявлено множество нарушений в сфере экономики. В состав оперативной группы вошли работники Генпрокуратуры, МВД и Федеральной службы налоговой полиции. Вся работа проводится под руководством заместителя Генерального прокурора страны Владимира Колесникова, который недавно побывал в Самаре и лично ознакомился с ситуацией.
- Но ведь это можно оценить и как недоверие облпрокуратуре со стороны центральных правоохранительных органов. Или просто силенок не хватает?
- После газетных публикаций и телепередач нашу работу проверяли не один раз. И всегда давали положительную оценку. А чтобы "закрыть" тему, скажу: после необъективных публикаций СМИ были вынуждены извиняться и рассказывать об истинном положении дел. В отдельных случаях будет разбираться суд...
А теперь о силенках. Их действительно не хватает. Причем речь идет не только о количестве "штыков" или уровне их квалификации. У нас немало настоящих мастеров своего дела, но правонарушений в сфере экономики столько, что разгребать придется долго. Только для того, чтобы проверить те 30 предприятий и организаций, что вызывают у нас особый интерес, потребуется семь- восемь месяцев. А ведь еще наверняка будут пущены в ход "механизмы сдерживания", всю силу влияния которых мы ощущали на себе не один раз. Думаю, что на такую мощную группу высококлассных специалистов из центральных органов различных силовых организаций, что привлечена к работе, повлиять будет невозможно. Тем более что ее возглавляет заместитель генпрокурора.
Естественно, возникает вопрос, чем вызван повышенный интерес к преступлениям в сфере экономики? Наступил такой этап в жизни государства, когда успешное движение по пути реформ становится невозможным без вытеснения криминала из промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг.
Эта работа гораздо труднее, чем даже борьба с бандитизмом, потому что на другой стороне " баррикад" порой находятся, к сожалению, не только криминальные элементы, но и представители власти.
Речь идет о подкупе должностных лиц с помощью взяток, которые мы регулярно выявляем в Самаре, в городах и районах области. На скамью подсудимых отправлены начальник рекламного управления Самарской городской администрации, заведующий городским загсом, директор центрального парка, немало глав муниципалитетов, преподаватели вузов... Но это только верхний слой подобных преступлений. Нужен кропотливый труд специалистов высочайшего уровня, чтобы перекрыть каналы отмывания денег и перекачки их за рубеж, привлечь к ответственности должностных лиц за умышленное банкротство предприятий в ходе передела собственности. Огромные суммы приходятся на долю теневого оборота. Пока мы не победим это зло, экономика не сможет работать цивилизованно.
- Как повлиял на вашу работу новый Уголовно-процессуальный кодекс, который вступил в силу 1 июля этого года?
- Стало труднее, но мы были к этому готовы. По новому УПК прокурор в течение трех часов с момента совершения преступления дает согласие на возбуждение уголовного дела. Поэтому нам пришлось установить круглосуточные дежурства.
Чтобы не нарушать УПК, провели некоторую реорганизацию. В Тольятти, к примеру, сотрудники городской прокуратуры теперь работают в районных звеньях, на которые резко увеличилась нагрузка.
В общем, закон будем неукоснительно исполнять. Думаю, что на результатах работы привычные для нас трудности не скажутся. Сейчас близится к концу расследование уголовного дела, связанного с заказным убийством главного редактора газеты " Тольяттинское обозрение", депутата городской Думы Валерия Иванова. Предстали перед судом члены так называемой волговской преступной группировки, в состав которой входят и бывшие сотрудники милиции. Недалек тот день, когда мы поставим точку и в уголовном деле, связанном с расхищением государственных средств в одной из областных структур...
- А когда станут известны результаты проверки экономической деятельности первых из названных вами 30 предприятий области?
- Всему свое время. Но в том, что они будут, не сомневайтесь.