КОНДУКТОР, НЕ СПЕШИ

На этой неделе президент РФ утвердил изменения "Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий". Отныне разрешено продавать имущество железных дорог, и уже ничто не помешает МПС осуществить давно задуманную реформу железнодорожного транспорта. Она предусматривает создание ОАО "Российские железные дороги" (РЖД). В состав компании войдут железнодорожные магистрали, часть подвижного состава, а также инфраструктура, обеспечивающая безопасность движения. Остальное будет продано.

Согласитесь, приятно в жаркий день в купе скорого поезда принять душ, по спутниковому телефону позвонить родным и, достав из холодильника минералку, посмотреть по телевизору футбольный матч. Как уверяют идеологи реформы, это и многое другое станет реальностью, если на смену ненавязчивому государственному сервису с вечно сырым бельем и грязноватыми туалетами придет частник, готовый - ради своей выгоды - всячески ублажать пассажира.
Сегодня железная дорога не может обеспечить ни такого рода услуг, ни ремонта и обновления подвижного состава. Причина банальна: нет денег. Как заявили нам в пресс-службе МПС, пассажирские перевозки - убыточны. Они существуют за счет грузовых. Отработан механизм "перетока" денег: пассажирские рейсы на дальние расстояния субсидируются из бюджета за счет прибыли, которую дают грузовые перевозки. Вдобавок масса пассажиров вообще ничего не платит или платит мало. Это так называемые льготники, которых едва ли не половина населения. Есть, например, льготы для школьников, студентов, а также тех, кто едет в Калининград. Я уже не говорю о военных и пенсионерах, ветеранах и Героях труда. Подавляющее большинство получили эти привилегии при социализме. Советской власти давно нет, а субсидии остались. Теперь возникает вопрос: кто их должен выплачивать?
Скажем больше: более 70 процентов пассажиров едут в плацкартных и общих вагонах, то есть дотационных - цены на билеты здесь ниже себестоимости. Очевидно, что больше люди платить не смогут, потому что зарплаты и пенсии не позволяют.
Впрочем, не все маршруты невыгодны. Есть направления, где пассажирский железнодорожный транспорт приносит доходы. Это Москва - Санкт-Петербург или, например, летние перевозки на юг. Нетрудно предсказать, что именно сюда в первую очередь устремится частный бизнес с частными же составами и комфортабельными вагонами. С экономической точки зрения эти направления очень выгодные. А вот рельсы, ремонтные заводы и 70 процентов экономически убыточных "социальных перевозок", по всей видимости, останутся у государства. Акционерное общество "Российские железные дороги", основанное с участием государственного капитала, станет преемником МПС.
Невольно вспоминается первая волна приватизации, когда госсобственность за несколько месяцев ушла за бесценок в частные руки. На этот раз, заверили нас в министерстве, торопиться не станут. Процесс будет разбит на этапы и растянется на годы. Как заявил вице-премьер Виктор Христенко, правительство уже утвердило перечень, который останется в руках государства. Рельсы, шпалы, земля вокруг стальных магистралей исключаются из списка имущества, которое подлежит приватизации. В МПС заверяют: шоковых реформ не будет. Так что граждане пассажиры могут не волноваться.
На этой ноте можно бы поставить точку. Если бы не наш печальный опыт. В последние годы многие отрасли, предприятия и отдельные граждане испытали на себе мертвую хватку новых хозяев. Возникает вполне конкретное опасение: не придется ли за купе с душем, как за страховку автогражданской ответственности, платить в обязательном порядке всем пассажирам? В этом случае для большинства населения поездки по железной дороге станут просто недоступны.
К месту напомнить, что начало ХХ века ознаменовалось бурным строительством железных дорог в России и не менее бурными судебными процессами. Известные российские капиталисты, вроде Саввы Мамонтова, подрядившиеся строить железные дороги, тогда проворовались. Не дай-то Бог, если история повторится...