03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПРЕСТАРЕЛЫЕ ИСПОЛИНЫ

Лескова Наталия
Опубликовано 01:01 16 Августа 2003г.
Разбросанные по всей Москве гигантские башни - градирни играют заметную роль в теплоснабжении населения. Именно благодаря горячим потокам воды и пара, которые образуются в них в процессе теплообмена, мы не мерзнем зимой в своих квартирах. Однако большинство из градирен находится в аварийном состоянии. Возведенные 35-40 лет назад, они давно отработали свой ресурс и вполне могут обрушиться.

Бетонные башни, будто возведенные руками неведомых колоссов, достигают высоты ста метров. Внутри махины работают насосы, вентиляторы, оросители и распылители воды. И происходит небольшое чудо: вода, угодившая внутрь градирни, не может охладиться, несмотря на постоянно поступающие извне холодные воздушные массы. Когда в Москве конца 50-х появились первые башни-гиганты, их называли "паровым вечным двигателем", который избавит столицу от холода.
Сейчас находиться внутри градирен рискованно. Вместе с главным инженером бирюлевского участка Алексеем Иващенко поднимаемся по скрипучей деревянной времянке. Предварительно мне дают каску. Однако и в ней как-то боязно: стены зияют трещинами и провалами, глядя на которые, вспоминается проза Сергея Довлатова: "В трещины пролезали собаки, но тараканов не было". Выше чем на 12 метров подниматься запрещено: из-за многочисленных обвалов железобетонных конструкций градирня закрыта для посторонних. Правда, есть лифт, но и он в аварийном состоянии.
- Больше половины столичных башен опасны для жизни тех, кто в них работает, - говорит Иващенко. - В остальных городах России ситуация не лучше. Дело в том, что все они возведены более 30 лет назад, свой максимальный срок эксплуатации - 20 лет - давно отслужили. У одной градирни на юго-востоке Москвы 89 процентов износа, так что она в любой момент может обвалиться на головы прохожих.
Владимир Кочесов работает бригадиром.
- Рабочие-ремонтники, которые сюда приходят, поначалу пугаются и говорят, что подставлять свою голову под бетонную махину не будут, - рассказывает он. - Но потом привыкают. Мы здесь, как матросы на корабле: привыкли ходить по качающимся лесам. Даже походка становится вразвалочку.
Были случаи, когда рабочие падали с шатких лесов, ломали руки и ноги. Но об этом вспоминать не любят. Боятся, что нагрянет какая-нибудь комиссия, все опечатает, и тогда люди вообще останутся без работы. Поэтому предпочитают брать молоток, гвозди и латать старые доски.
- Но латанием старых дыр новые проблемы не решить, - считает Иващенко. - Ситуация усугубляется. Однако Министерство энергетики подгоняет нас, всякий раз напоминая, что необходимо закончить ремонт к началу отопительного сезона.
Руководитель департамента по связям с общественностью Министерства энергетики Юрий Ноготков сказал нам, что считает проблему преувеличенной: "Градирни - это элемент тепловых электростанций, а им тоже более 30 лет. Это же не значит, что они рухнут".
- Категорически не согласен с чиновниками, - считает профессор Московского энергетического университета, доктор технических наук Юрий Саплин. - Нынешнее состояние градирен небезопасно. Чиновники от энергетики почему-то относятся к ним без должного внимания. И напрасно. "Паровая башня" хоть выглядит и не слишком изящно, - гениальное изобретение. Ничего лучшего пока что не придумано. Нет никакой необходимости демонтировать старые градирни, ведь возможна их реконструкция. Для этого необходимо только заменить старый деревянный заполнитель пластиковым, установить высокоэффективные сопла и вентилятор с регулируемой скоростью. Это сэкономило бы средства и дало модернизированные машины, которые работали бы лучше новых.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников