УЖЕ НАЕЛИСЬ

В конце лета в России должны начаться зерновые интервенции. Недавно, будучи в деловой поездке в Норвегии, это подтвердил глава Минсельхоза Алексей Гордеев. И тут же отбыл в отпуск. А крестьяне, торговцы, экспортеры ждут и гадают: по каким же ценам государство намерено покупать зерно и как им строить свою политику?

Процесс ожидания мучителен и нерентабелен. На юге хлеб убрали, надо рассчитываться за ссуды, а не накручивать проценты по кредитам. Зерновая биржа в руках перекупщиков. Сейчас красная цена пшеницы 3-го класса всего 2600 рублей - почти на треть меньше, чем год назад. Только госинтервенции способны поднять цену и не опустить в долговую яму всех хлеборобов. Приходится с тревогой выжидать.
Трейдеры могли бы активно продолжать экспорт, но опасаются в преддверии госинтервенции заключать договоры с хозяйствами. Кстати, в июле, по экспертным оценкам, Россия экспортировала свыше 1 миллиона тонн зерна: удачная сложилась конъюнктура. Наше зерно дешевое, к тому же уборка озимых завершилась раньше обычного, а потому мы успели с зерном нового урожая выйти на рынок раньше главных конкурентов - Украины и Казахстана. Да и неурожай в Западной Европе нам на руку. Но что будет с экспортом дальше - вопрос.
Недавно на заседании правительства глава Минэкономразвития Герман Греф доложил: уборка идет с опережением графика, урожай ожидается 75-78 миллионов тонн, цены на пшеницу упали до 2300-2600 рублей и пора проводить интервенцию. Однако аналитики считают, что за словами самого далекого (по менталитету) от хлебного поля министра не последует дело. Как сообщают наши источники, именно Греф против проведения интервенций по цене, на которую ориентируется Минсельхоз (3300 рублей за тонну пшеницы), и будет настаивать на гораздо более низкой планке, мотивируя это необходимостью все той же антиинфляционной политики. Добавим, что на все интервенции правительство пока собирается отпустить всего 6 миллиардов рублей. На эти деньги можно закупить порядка 2 миллионов тонн, что погоду на бирже не сделает.
Казалось бы, низкие закупочные цены на руку зерновым трейдерам. Но президент Зернового союза Аркадий Злочевский озабочен: правительство, не вмешиваясь в торги, позволило ценам упасть слишком низко, и рентабельность стала минимальной. По его прогнозу, в этом году даже в случае проведения интервенций зерно будет дешевле прошлогоднего. А цены в булочных на хлеб не снизятся. В том числе потому, что доля стоимости зерна в буханке хлеба - меньше 20 процентов.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Дмитрий РЫЛЬКО, директор Института конъюнктуры аграрного рынка:
- В этом году у нас много пшеницы, сбор составит 47-48 миллионов тонн. Как показывает практика, сельхозпроизводители заинтересованы продать (или отдать за долги) две трети урожая в первые три месяца после уборки. Поэтому хлеборобам именно сейчас, чтобы не прогадать, нужна ценовая определенность. Это же в интересах экспортеров и мукомолов - им ведь заключать контракты на год вперед.
Пока действующий у нас механизм интервенций неэффективен. Запаздывающие торги стали одним из основных факторов неустойчивости зернового рынка. А надо просто до уборки объявлять минимальную закупочную государственную цену и залоговые операции на основе этой цены. Вот тогда все будет прозрачно.