ОПАСНАЯ "ДРУЖБА"

Нефтепровод всегда должен быть под контролем. Специалисты запускают по магистрали чуткий ультрасканер, и он отмечает дефекты металла. По словам генерального директор ОАО "Магистральные нефтепроводы "Дружба" Михаила Саяпина, о слабом месте на 57-м километре трубы "Унеча - Полоцк" знали и даже хотели починить.

Но не успели: рано утром "Дружбу" прорвало между брянскими деревнями Влазовичи и Красная Слобода недалеко от белорусской границы. Вытекли десятки тонн нефти, которой пропиталась земля. На ликвидацию аварии бросили большие силы. Трубу "подлатали" муфтой - наподобие той, что ставят сантехники, отравленный грунт собрали, чтобы отправить на утилизацию. Прокуратура проводит проверку, но вряд ли дойдет до возбуждения уголовного дела в отношении работников магистрали. Росприроднадзор велел снизить давление в системе, а вместе с ним и экспортный поток. Правда, ответвления на Полоцк не самое большое русло "Дружбы". Основное поворачивает на Украину и в европейские страны через Карпаты.
Авария показала, насколько уязвима система транспортировки. Возраст "Дружбы" дает знать о себе. На этом участке трубопровода в этом году выявлено 487 дефектов. Кто скажет, где рванет в следующий раз?
За сутки по "Дружбе" на запад перекачивается до ста эшелонов нефти. Нефтепровод не заканчивается на границе, он проходит по Белоруссии, Украине, Прибалтике, Венгрии, Чехии, Польше, Германии. В горах магистраль забирается на тысячеметровую высоту, ныряет на дно Волги, Оки, Припяти, Днепра, Днестра, Дуная, Вислы, Одера, пересекается с сотнями автомобильных и железных дорог...
Соглашение между правительствами СССР, Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР о строительстве нефтепровода подписали в 1959 году. На помощниках из стран СЭВ лежала миссия поставки оборудования: ГДР - насосные станции, Чехословакия - запорная арматура, Венгрия - средства автоматики, Польша - трубы. Но эти трубы не смогли заменить западногерманские: ФРГ, напомним, отказалась выполнять контракт. Между прочим, Польша получала нефти на 145 миллионов рублей, а расплачивалась химическими продуктами, которые были произведены на предприятиях, появившихся благодаря перекачке сырья из СССР.
Олег Митволь, прибывший на место аварии, заявил, что, пока "Транснефть" не заменит 70 километров магистрали, работать ей в прежнем режиме не позволят: "Труба в таком состоянии, что удивительно, почему ее прорвало сейчас, а не неделю назад. И я бы не ставил на одну доску безопасность населения и коммерческие контракты".
Это камень в огород "Транснефти". Сырьевая река, бегущая из России на запад, все расширяется. Похоже, изменить положение сможет только череда аварий. Из тысяч километров трубопроводов две трети уже изношено. Да и сама идея бесконечного экспорта сырья уже прогнила.