ЗЛЫЕ МЫ...

Уровню доверия среди россиян, готовности прийти на помощь в трудную минуту были посвящены несколько вопросов социологического исследования, которое провел недавно ВЦИОМ.

- Представьте себе, что днем на людной улице вы поскользнулись и сломали ногу. Как отреагируют прохожие? (Распределение ответов приводится в процентах от числа опрошенных).
- Почти сразу же кто-нибудь
подойдет и предложит помощь 53
- Можно пролежать на улице
час или два, пока кто-нибудь
обратит внимание 41
- Затрудняюсь ответить 6
Как видим, чуть более половины опрошенных считает, что к упавшему на улице человеку прохожие сразу же придут на помощь. Но 41 процент респондентов настроен весьма пессимистически: можно пролежать на тротуаре и час, и два, а спешащие граждане, словно не видя, будут проходить мимо. Интересная закономерность: чем ниже материальное положение опрошенных, тем меньше у них оптимизма при оценке предложенной ситуации.
Другой вопрос касался найденных денег и документов.
- Представьте себе, что пассажир нашел потерянный вами в аэропорту конверт с документами, 300 долларов, а также вашим адресом и телефоном. Как думаете, позвонит он вам, чтобы отдать документы и деньги или нет?
- Наверняка позвонит 8
- Скорее, позвонит 24
- Скорее, не позвонит 34
- Наверняка не позвонит 27
- Затруднились ответить 7
Нетрудно заметить, что подавляющее большинство россиян (61 процент) считает, что наши граждане не готовы отдать найденные деньги. Если бы в кошельке были только документы, то позитивных ответов, думается, оказалось бы больше. Между прочим, у состоятельных граждан негативных ответов существенно меньше (52 процента).
В редакционной почте немало писем, авторы которых с огорчением пишут, что граждане стали менее отзывчивыми и терпимыми. Раздражительность, а то и озлобленность часто проявляются и в общественном транспорте, и среди автомобилистов на дороге. Социологические опросы ВЦИОМ показывают, что более четверти россиян постоянно испытывает напряжение, раздражение, а 6 процентов - страх, тоску. Это весьма тревожный показатель общественного самочувствия.