А НА МАРСЕ БУДУТ ЯБЛОНИ ЦВЕСТИ?

В толстовской "Аэлите" его герой Лось долетел до Марса за десять часов. И летел он "по диагонали вертикально к Земле". Вот так вот! Но кто же тогда обращал внимание на такие мелочи? Главное, мы "рождены, чтоб сказку сделать былью", потому и песни такие сочиняли: непременно, мол, на Марсе будут яблони цвести. Нынешний эксперимент "Марс-500" - это "проба пера", репетиция, даже не генеральная. Просто надо привыкнуть к мысли, что мы туда рано или поздно попадем. Пусть пока виртуально.

Николай Белоусов, руководитель издательства "Мини-бук.ru":
- Да, мне это жутко интересно! Я бы полетел. Возможно, узнал бы, где границы космоса, кто мы, что такое Вселенная? Я много слышал об этом уникальном проекте и с удовольствием в нем бы поучаствовал, если бы позволили возраст и состояние здоровья. Думаю, ради науки я бы и эти два года выдержал, если бы потом меня отправили в космос. Конечно, полет на Марс - это, возможно, прощание навсегда. Но я готов узнать и умереть!
Анатолий Мищенко, полковник авиации, Иркутск:
- У нас на Земле столько еще нерешенных проблем, что о полете на Марс я даже не задумываюсь. Кстати, дело это очень сложное. Раньше, да и теперь в космонавты берут далеко не каждого. Даже в авиации, чтобы над землей летать, нужно иметь очень хорошее здоровье, колоссальную подготовку и опыт работы. Я бы, конечно, лучше не экспериментами занимался, а больше средств на гражданскую авиацию выделил - уж больно много проблем накопилось! А потом можно и на Марс!
Александр Зубко, сотрудник НИИ Космического приборостроения, Москва:
- Если вы думаете, что полететь на Марс легко, вы глубоко ошибаетесь! Я бы не смог. И по здоровью, и по остальному. Это же космический корабль, а не автомобиль, в который сели и поехали. Ощущение невесомости может выдержать не каждый. Вон Тито в свое время попробовал - ему стало плохо. Это же очень серьезно. Ну, в этот эксперимент меня не возьмут еще и потому, что возраст не подходит, и потому, что английским не владею. Вот на космическую орбиту попасть хотелось бы, только в качестве туриста.
Павел Печалин, режиссер, Пермь:
- О жизни на Марсе мы узнали еще в детстве от писателей- фантастов и из фильмов. Это были или "зеленые человечки", или биороботы, или виртуальные марсиане. Но что там есть на самом деле? Да, я бы на Марс полетел! Взял бы камеру! Интересно, получится ли съемка в безвоздушном пространстве? Как снимать в невесомости? Бывали же прямые включения с борта орбитальной станции "Мир". Кстати, места там совсем немного: я был в Музее космонавтики и очень удивился, когда увидел капсулу. Зрительно же это помещение не кажется маленьким. Одним словом, я бы рискнул ради нескольких исторических кадров выйти в открытый космос. На Марс я, конечно, не попаду, пусть хоть добровольцы об этом помечтают!
Марк Белаковский, официальный представитель Института медико-биологических проблем Роскосмоса:
- Эксперимент "Марс-500", или 500 дней, как мы его еще называем, продлится более 500 суток. Испытатели-добровольцы будут жить на "космическом" корабле объемом 550 кубических метров и с внешним миром будут общаться так, как это бывает в настоящем космосе. Их ждет три этапа: перелет Земля - Марс, жизнь на Марсе и возвращение на Землю. Требования к участникам самые жесткие. И если вы думаете, что люди перестали бредить космосом, вы глубоко ошибаетесь! Вначале было лишь несколько добровольцев, а на сегодняшний день их уже более 80 из 17 стран мира. Половина из России. Сегодня я целый день провел с официальной делегацией Малайзийского космического агентства, они тоже хотят участвовать в этой научной программе. К нам уже поступило более 80 запросов от ученых, научных организаций и фирм из разных стран мира, которых очень интересует наш проект с научной точки зрения. Одним словом, эксперимент набирает обороты!
С читателями разговаривали