НОЧЬЮ РОДИЛА, А УТРОМ НА ТРЕНИРОВКУ

Долгие годы именно в женском толкании ядра мировыми рекордами и громкими победами наших болельщиков радовали Тамара Пресс, Надежда Чижова, Наталья Лисовская, чей мировой рекорд держится до сих пор. Последнее олимпийское золото в этом виде спорта для России добыла Светлана Кривелева в 1992 году. И вот теперь уроженка Пятигорска Анна Омарова имеет шансы на победу на августовском чемпионате мира в Осаке.

Омарова порадовала стройностью, которой чемпионки в силовых видах спорта отличаются нечасто. Я впервые увидел Аню и подумал, что среди метателей появилась талантливая юниорка - настолько молодо она выглядит. Но оказалось, что на самом деле новой чемпионке страны скоро 26.
- Я в свое время входила в юношескую сборную России, но в 19 лет вышла замуж, родила ребенка. После поймать былую технику метания долго не удавалось. Результаты в отличие от мускулов не росли. Это в очередной раз доказывает, что в нашем виде легкой атлетики физическая мощь - не единственный компонент успеха. Прорыв в результатах наступил в этом сезоне: личный рекорд я улучшила с 18.40 сразу до 19.69. Для толкания ядра такой прирост - скачок огромный. Прогресс пришел благодаря улучшению техники движений. Сейчас можно признаться: полгода назад на тренировках тренер Александр Васильевич Крохмалев длинной палкой лупил по тем частям моего тела, которые двигались неправильно. Непедагогично, но эффективно. Мы шесть лет вместе работаем - ни до того, ни после этого метода он не применял.
- У вас спортивная семья?
- Папа - кандидат в мастера спорта по боксу, мама хорошо играла в волейбол. Но они быстро забросили спорт - приходилось ставить на ноги детей. Отец работал сварщиком, мама - инженером на заводе железобетонных изделий. Мои братья спортом вообще не интересовались, а я с семи лет увлеклась баскетболом. Однажды меня попросили выступить на школьных соревнованиях в толкании ядра, и я заняла первое место. Попала в знаменитое Ставропольское училище олимпийского резерва, 11 лет прожила в этом городе. В нынешнем сезоне перебралась в подмосковный Жуковский.
До недавнего времени у меня была прекрасная семья, но счастье продолжалось недолго. Муж недавно погиб. Он был на 19 лет старше меня. Понимал меня и поддерживал. Его бизнес приносил хороший доход, так что мои скромные спортивные заработки тогда особого значения не имели. Но я всегда была очень азартной в спорте. Помню, всех вокруг удивила, когда сразу после появления на свет дочки Аминат прямо в роддоме начала выполнять разминочные и силовые упражнения. Ночью родила, а утром уже начала тренировку. А что касается кухни, то очень люблю готовить. Особенно удаются мясные блюда с острыми подливами, с обилием специй. И сама без мяса прожить дня не могу. А вот без сладкого при необходимости вытерплю и неделю, и месяц, хотя это тяжело дается.
- Многие женщины-метательницы не слишком довольны тем, что им приходится накачивать мышцы. Бицепсы становятся такими выпуклыми.
- А мне с детства мощные люди нравились. Красота - дело субъективное.
- Сейчас у вас на руках пятилетний ребенок. Как удается совмещать материнские обязанности с постоянными выездами на турниры да еще так сильно прогрессировать?
- Моя мама сидит с дочкой, пока я разъезжаю по соревнованиям. Вот уже два с половиной месяца свою малышку не видела. Но когда проходят подготовительные сборы в Адлере, я беру ее с собой. Она хорошо понимает, что мама занимается важным делом. Так что во время тренировки может сидеть одна и спокойно наблюдать за мной. Последний раз, когда я приезжала домой, Аминат очень подробно рассказывала, как видела свою маму по телевизору, и даже в точности повторяла мои движения. Сейчас жду не дождусь встречи с ней
- Как вас приняли в сборной России? С кем поддерживаете отношения?
- С Юрой Борзаковским, Леной Исинбаевой, Аней Чичеровой мы ровесники, вместе ездили еще в 1999 году в Чили на Всемирные юношеские игры. С тех пор дружим. За ребят из "команды молодости нашей" болею особо. Впрочем, все знают, что самые добрые и душевные люди в сборной - метатели. Хотя мы большие и с виду грозные.
- А сильную женщину легко до слез довести?
- Очень легко. Плачу по самым разным поводам - от радости и от огорчения.
- Не сочтите за дежурный комплимент, но вы действительно хороши собой. Вам не приходилось применять физическую силу против назойливых ухажеров?
- Хватает силы словесных убеждений. Но однажды пришлось защищаться и даже переходить в контратаку. Приехала к родителям в Ессентуки, подружка потащила на танцы. Там подбежал какой-то парень и ударил меня в лицо. Я пыталась разобраться, в чем дело. Он ударил еще раз. Я тут же провела встречный в голову. Парня унесли с сотрясением мозга. Ему-то этот мозг, может быть, ни к чему. У меня же опух сломанный большой палец. Через пару недель выступала на Всемирных юношеских играх с травмой, заняла пятое место.
- Объясните, почему метатели кричат, когда снаряд уже находится в полете? Разве этим улучшишь результат?
- Иногда кричат от боли, но такой вскрик бывает коротким и негромким. А громко и протяжно, когда бросок удался. Этим как бы говорят снаряду: "Ага, я тебя победил!"
- Относитесь к ядру как к врагу?
- Нет, очень уважительно. Как к достойному сопернику, которого любишь, но над которым очень почетно взять верх.
- Раньше метатели на коммерческих стартах зарабатывали меньше денег, чем, к примеру, бегуны. А как в этом сезоне?
- Три самых выгодных соревнования для толкателей ядра пройдут после чемпионата мира. Наш вид включили в финал Гран-при. А до чемпионата мира я решила воздержаться от шабашек и сосредоточиться на главном старте сезона. Проводятся еще чисто коммерческие соревнования метателей, и там бросают на дальность бочки, бревна и всякие экзотические предметы. Один такой турнир проводят швейцарцы, другой - у себя в Японии олимпийский чемпион Коджи Мурофуши. Но там властвует мужской шовинизм. Я хотела поучаствовать, но мне сказали, что могу обойти в результатах двух-трех мужчин. А организаторам дополнительные сложности в переговорах с традиционными участниками не нужны.