29 марта 2017г.
МОСКВА 
0...2°C
ПРОБКИ
0
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 56.94   € 61.81
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БОГДАН СТУПКА: ИДИОТА И ПЬЯНОГО Я ОБХОЖУ

НАШЕ ДОСЬЕ:
Родился актер 27 августа 1941 года в городе Куликове под Львовом. Окончил

НАШЕ ДОСЬЕ:
Родился актер 27 августа 1941 года в городе Куликове под Львовом. Окончил драмстудию при Львовском театре им. М. Заньковецкой и театроведческий факультет Киевского Государственного института театрального искусства имени Карпенко-Карого (1984). 1961-1978 гг. - актер Львовского украинского театра драмы им. М.Заньковецкой. С 1978 - актер Киевского театра им. И.Франко. 1999 - 2001гг. - министр культуры и искусства Украины. С 2001 - худрук Национального академического драмтеатра им. И.Франко. Снимался в картинах: "Украденное счастье", "Дорога в рай", "Серые волки", "Огнем и мечом", "Три полуграции" и др. За роли в фильмах Дмитрия Месхиева "Свои" и "Водитель для Веры" Павла Чухрая получил ряд престижных кинопремий. О ПОЛЬЗЕ РЕМНЯ
- Богдан Сильвестрович, наивный вопрос: вам самому нравится это произведение Гоголя - "Тарас Бульба"?
- Вообще Гоголь нравится. Это произведение - не очень. Но есть же два варианта текста. В тексте 1835 года издания мой герой представлен в более выгодном свете, нежели в варианте 1851 года. Мы снимаем по последнему варианту.
- То есть вам лично атаман Тарас Бульба не очень симпатичен? На уроках литературы мы называли его "символом героизма и народной борьбы за свободу"...
- Тарас Бульба - персонаж двойственный. Есть вещи, за которые я его не понимаю. Вот казаки подписали со своими врагами - поляками - договор о перемирии. Военный документ, пакт о ненападении - такие вещи и сейчас существуют. А Бульба говорит: "С кем мы подписали?! С этими?? Их надо бить!!!" То есть нарушает собственное слово. Он вероломен! Или произносит: "Мои сыновья никогда не были в бою! Что они за люди?!" - и посылает своих детей, по сути, на смерть. Он и сам сын войны. "На эту землю пойдем, на ту землю..." Убивает собственного сына - нормальный человек никогда бы такого не сделал. Он нетерпим, прямолинеен, не дипломат. А меня с детства мама учила любить и уважать людей разных национальностей, разных конфессий. Но такие люди, как Тарас, тоже нужны. Они показывают пример товарищества. Доблести. Чести. Любви к Отчизне. Чего так не хватает нам сейчас, в XXI веке. Что-то такое, мелкое, осталось... Он строго воспитывает своих детей. Они у него оба учились в бурсе, это была серьезная мужская школа.
- В наше время детей тоже нужно воспитывать в строгости? Ремень, например, применять "для пользы дела"?
- У меня есть двоюродный брат, а у него два сына. Когда росли, отец им говорил: "Опоздаете с прогулки на три минуты - три ремня получите, на пять - пять". Пацаны опаздывали. Он их лупил. В 10-ом классе они как-то сказали: "Да пошел он! Придем, когда захотим". И пришли поздно ночью. Отец ждал их с ремнем. Пацаны зашли, спустили брюки, стоят с голыми задами: "Папа, бей!". Он посмотрел на них и плюнул. На этом все дело "ременное" закончилось. Сейчас эти мальчишки - один врач, второй директор школы. Хорошие люди выросли. Дети у них прекрасные. У одного дочка замечательная, журналист, Оля. У второго два сына, еще учатся в институте. Вот и думайте, что повлияло на то, что они такими отличными выросли: семья хорошая, родители замечательные? Или - ремень? Не знаю... Я, когда мои дети росли, ремень не использовал. Но тоже ребята неплохие получились.
УМЕНИЕ ПАДАТЬ С КОНЯ
- Ради роли Бульбы вам пришлось много времени проводить в седле. А ведь вам далеко не 20 лет...
- Пришлось поскакать, да. Конечно, не так, как моему "сыночку" Андрию (его играет Игорь Петренко), но все-таки... У меня был неудачный опыт общения с лошадью. В 1970-м я снимался в фильме "Белая птица с черной отметиной". Я учился скакать. И вот подходит ко мне один актер. Вроде бы в шутку говорит: "Ну что ты мучаешь коня?" И... как влупит прутом лошади по спине! Та меня и понесла. Дело было на спортивном стадионе посреди деревни. Там футбольные ворота стоят. Я лечу в эти ворота, думаю: все! Сейчас верхней перекладиной мне снесет голову! К счастью, за несколько метров перед препятствием, лошадь меня скинула. И после того случая долго боялся подходить к скакунам вообще. А лошадь чувствует, когда ты ее боишься. Ты можешь ее кормить, яблочко приносить, морковку, сахар. "А, подкармливаешь! Боишься?!" Она все чует - как ты сидишь, как узду держишь. Здесь, на съемках "Тараса Бульбы", мне особенно умный конь попался. Старый, заслуженный конь. Этакий "лошадиный полковник". Тоже, как и я, в почтенном возрасте. Такое ощущение, что он со мной разговаривает: "Ну что ты меня мучаешь? Ты уже сам не молодой человек. Я тоже старая кляча. Давай потихонечку поедем. Не надо меня шпорами бить, давай рысью". Так мы и ехали, спокойненько. А в более серьезных сценах, когда предстояло идти в галоп, меня дублировал замечательный каскадер Саша Баранов. На своей лошади - мой "почтенный полковник" во время таких съемок тоже отдыхал. Саша скакал ого-го как! Я уже так не поскачу.
- Ну у каждого своя профессия. Актер играет, каскадер идет на риск...
- Я вспомнил, как все-таки сел на лошадь, преодолел свой страх. Через несколько лет после того моего падения на стадионе мне из Варшавы в Киев позвонил Ежи Гофман, польский режиссер. Спросил меня: "Богдашка, ты сидишь на лошади?" - "Ну, сижу", - отвечаю я. И Ежи пригласил меня на роль в фильме, где тоже предстояло скакать, правда, всего в паре сцен. И вот перед съемками первой "лошадиной" сцены я говорю режиссеру: "Вообще-то я не большой ездок". - "Но ты же сказал, что сидишь на лошади?!" - взрывается Ежи. "Да, - парирую я, - Сесть - могу! Ты же не спрашивал, езжу ли я?!" И Гофман сказал гениальную фразу, я и сейчас ее дословно помню: "Это не штука - уметь ездить на лошади. Это штука (штука здесь в значении "искусство") - уметь сыграть, что ты умеешь ездить на лошади!" После чего я сел и поскакал. Немного, но красиво. Держал осанку.
- Часто приходится мучить себя подобными физическими нагрузками? Помню, два года назад - после выхода фильма Месхиева "Свои", вы рассказывали, как с более молодыми коллегами-актерами бегали по болоту, валялись в грязной жиже, дрались...
- Всегда все дается сложно. Но я себе ставлю планку. Хочу в каждой роли быть другим. Поменять походку, пластику, манеру речи. Ты композитор, ты создаешь новую форму. Вместе с режиссером. Для меня важно, чтобы режиссер говорил мне правду: что я делаю правильно, а что не так. С Бортко мы сразу договорились: я артист, от которого можно требовать всего, если это надо для роли, и которому можно говорить все, что угодно. Я отдаюсь опыту и таланту режиссера. Хотя я и свои предложения вношу. Например, предложил сделать такой финал. Тарас едет на лошади и сокрушается, что потерял "люльку", сумку с табаком. А у него оба сына погибли. Жены нет. Войско пропало. Дома нет! Но он сильный человек, он не может (или не хочет?) показать слабину даже перед самим собой. И он говорит своему коню, потому что больше не с кем ему говорить: "Люльку потерял. Не хочу, чтобы врагу досталась. Надо вернуться". И он поворачивает коня обратно, едет навстречу полякам. Хотя заранее знает, что погибнет. Но он хочет в бою умереть...
ПРОТИВ ДЬЯВОЛА В СЕРДЦЕ
- Одна из фраз, которую произносит в фильме ваш герой, звучит так: "Выпьем за веру!" Во что или в кого нам надо верить сегодня?
- Я не знаю, во что надо верить. Но, мне кажется, надо иметь Бога в сердце. Не на языке, не в поклонах, не в крещениях . А то знаете, бывает, люди постоянно крестятся, становятся на колени... Делают гадости, потом их отмаливают. Надо стараться не делать гадостей и глупостей.
Но у нас было 70 с лишним лет безверия. Люди повырастали не с Богом в сердце, а с дьяволом. Поэтому мы и переживаем сейчас такие катаклизмы... А что такое Бог? Это поступки человеческие. Дурака и пьяного надо обходить. Надо учиться отступать и прощать. Дурак говорит: я буду мстить. А зло на зло порождает еще большее зло...
- Это высшая религиозная мудрость, которую надо воспитывать в себе?
- Надо просто каждый день себе об этом напоминать. Как моя мама мне напоминала. Она сейчас, к сожалению, находится в тяжелом состоянии. Она знает Библию и трактует ее, как мне кажется, очень правильно: "Есть люди разных национальностей, разных конфессий. Люби людей. Уважай чужое мнение". Я все фыркал: "Мама, знаешь, сколько мне лет?! А ты мне морали читаешь!" Она отвечала: "Я не читаю тебе морали. Я просто напоминаю, чтобы ты не забыл". А сейчас... Я переведу на свою профессию. Вот два партнера. Снимаются в фильме. Стоят в кадре. Вдруг второй берет и перекрывает первого - сам лезет в кадр. Чтобы себя, любимого, в лучшем свете выставить, а партнера убрать в тень. Это мелочь. Но это... не мелочь. Когда мы с Лией Ахеджаковой играли "Старосветскую любовь", мы стояли на сцене. И представьте себе: у Лии длинный монолог. Я брал актрису, поворачивал, чтобы ее лицо было видно зрительному залу. У нее волосы падали, закрывали глаза. Я собирал эту гриву, чтобы волосы ей не мешали. Я вставал на колени, потому что Лия маленького роста. Я хотел, чтобы она себя показала, в этом монологе. Я был заинтересован. У меня самого через двадцать минут большая сцена. Понимаете? Должно быть партнерство, товарищество. В любой профессии! Сегодня ты подашь руку. Завтра руку подадут тебе. Ахеджакова все удивлялась: "Богдан Сильвестрович, что вы за человек такой, что за удивительный партнер?" А ведь можно было развернуть актрису так, что она оказывалась бы спиной к зрительному залу. Есть артисты, которые так и делают.
- Неужели вы сами никогда никому не завидовали?
- Завидовал. Но я перевел это свое состояние в другое русло. "Надо же, как здорово он выполняет свою работу! Почему он это умеет, а я нет? Я должен научиться!" Я научился этой мудрости у одного человека в театре, где работал. Вы сами наверняка знаете, что в театре часто плетутся интриги, происходят стычки глупые между артистами... И вот приходит актер к нашему старичку-директору. Жалуется: "Ох, он такой-сякой... то-то сделал..." А директор в присущем ему духе отвечал: "Да!!! Я его - обидчика - знаю!!! Он такой!!! Да!!!... Вы правы совершенно!!!" А в конце своего бурного монолога резюмировал: "Но... простим ему его слабости!"
По-моему, это более чем рациональный подход.
ПРОФЕССИОНАЛЫ - О КОЛЛЕГЕ
Играет лицом и живет играючи
Владимир БОРТКО, режиссер:
- Если вы помните, в романе Гоголя Тарас Бульба выведен как "богатырь исполинского роста". Богдан Сильвестрович - человек среднего роста, скорее, невысокий. Но когда я, уже зная, что буду ставить фильм по Гоголю, перечитывал произведение, то в главной роли увидел именно Ступку (у меня, обычно не бывает кастингов, я заранее прикидываю исполнителей главных ролей. Как говорится, если ты хочешь ставить "Гамлета", а Гамлета у тебя нет, лучше эту пьесу не ставить). У нашего Тараса Бульбы потрясающие глаза. Удивительный взгляд - колючий, цепкий, проникающий в самые потаенные глубины сердца того, на кого направлен. Умение "играть лицом", не делая лишних движений, избегая ненужной суеты, - мастерство, доступное только настоящему артисту. Богдан Сильвестрович этим мастерством овладел в полной мере.
Игорь ПЕТРЕНКО, актер:
- Я работаю с этим замечательным артистом уже на второй картине. Первая была - "Водитель для Веры" (там я играл водителя, в которого влюбилась дочь героя Ступки). В "Тарасе Бульбе" я выступаю в роли младшего сына атамана, Андрея. Богдан Сильвестрович в шутку даже вне съемочной площадки называет меня "мой младшенький" и говорит, что он меня уже "усыновил". Что я могу сказать? Быть "сыном" такого человека, пусть даже сыном экранным, понарошку - большая честь, очень приятно. Богдан Сильвестрович - профессионал с большой буквы. Я многому у него стараюсь учиться в творчестве, в профессии. Он еще и потрясающий человек в жизни. Настоящий. Искренний. У него великолепное чувство юмора! Мало кто может так легко, играючи относиться к жизни - именно не легкомысленно, а легко.


Loading...



Три года назад Крым вошел в состав России. Какие чувства у вас по этому поводу?