НА НЕФТЯНОЙ ИГЛЕ

Нефть закончится не из-за россиян. Мы сжигаем в 12 раз меньше бензина, чем США: 34 миллиона тонн у нас против 420 миллионов у них. И автомобилей в России в 15 раз меньше. Но если нефть закончится, альтернативное топливо мирового масштаба появится тоже не у нас. О том, как на Руси губят наработки в этой сфере, - наш специальный корреспондент.

МИФ N1: СПИРТ НЕ ПАНАЦЕЯ
На пике массовых отравлений техническим спиртом два года назад в российский закон об обороте спирта внесли изменения.
- С каждого литра технического спирта теперь платится акциз 160 рублей, - говорит доктор наук, зав. отделом бензинов Всероссийского НИИ по переработке нефти (ОАО "ВНИИ НП") Вячеслав ЕМЕЛЬЯНОВ. - Закон сделал производство технического спирта нерентабельным. В итоге 41 (!) завод по производству гидролизного спирта из древесины, построенный в СССР, обанкротился. Медицина и химпром перешли на пищевой спирт, но им-то нужно мало.
Для чего нужно много, так это для получения моторного топлива из спирта, газохола. Но его при акцизе в 160 рублей нам не видать.
Газохол - это 1 часть спирта на 9 частей бензина. Кислород, содержащийся в спирте, обеспечивает полное сгорание смеси. Спирт заменяет в бензине ароматические углеводороды. Именно они дают при сгорании канцерогенный эффект.
Выхлоп от газохола на 20% чище бензинового и не вызывает раковых заболеваний. Главное - мощность авто при этом не меняется!
В Москве 3,5 миллиона машин. Их суммарный выхлоп (без углекислого газа) - свыше миллиона тонн. ПДК отравляющих веществ в воздухе столицы превышены раз в 20. Так почему же не улучшить экологическую ситуацию на 20% и не спасти отрасль - производство спирта из отходов древесины? Тем более что пьяницы продолжают травиться низкопробным самогоном и портвейном с димедролом.
- Мы просили правительство сделать исключение для Москвы и Питера, где особенно велика плотность машин и людей, - сетует Вячеслав Евгеньевич. - Ну отмените акциз на технический спирт! У нас все не как у людей! Развитые государства дают деньги на производство спирта для моторного топлива. На бензоколонках США и Европы газохол дешевле чистого бензина (хотя спирт дороже нефти). Клинтон, уходя из Белого дома, подписал преференции производителям этилового спирта и газохолла до 2008 года. Потому в Штатах уже восьмая часть из 420 миллионов тонн бензина - газохол.
В мире производят 51 миллиард литров этанола в год. Лидируют США (20 миллиардов литров), Бразилия - вторая (17 миллиардов). Евросоюз взял обязательства к 2015 году довести долю биосоставляющих до 5% от объема топлива. А это 6 - 7 миллиардов литров.
Из-за мощных дотаций в спиртовое дело дорожает пшеница. Пачка спагетти в Европе подорожала на 20% за год. Миллионы вливают в разработки этанольных производств.
За один месяц правительство США выделило 375 миллионов долларов на строительство этанольных научных центров в Висконсине, Калифорнии и Теннеси.
Но Россия могла бы сделать всех в данной сфере! Достаточно было развивать советскую промышленную базу и научные наработки. Мы же плетемся в хвосте, производя 649 миллионов литров этанола в год.
Что это - забота о сильно пьющих? Или безразличие к еще дышащим?
МИФ N2: НЕФТИ ОСТАЛОСЬ МАЛО
- Причина в том, что Европа и Америка покупают нефть, а мы продаем, - говорит "Труду" доктор наук, ведущий сотрудник Центра инноваций в энергетике Института энергетических исследований (ИНЭИ РАН) Эдуард АШХОТОВ.
Мы добываем 400 миллионов тонн нефти. Продаем 180 миллионов тонн. Добываем на 200 миллионов тонн меньше, чем СССР, зато продаем на 60 миллионов больше. Еще 220 миллионов тонн перерабатываем кое-как.
27 из 40 выживших советских НПЗ дают выход 70% светлых нефтепродуктов с тонны нефти. Американцы получают свыше 90%. В Америке и в Европе бензины АИ-80 и 92 уже не существуют. А у нас их 82% (30% и 52% соответственно).
95-й бензин по плечу только пяти заводам из 27! А 98-й и 100-й вообще не производятся. Они либо экспортируются, либо получаются из 95-го за счет более или менее разрешенных присадок. Модернизация комплекса - это миллиарды долларов. Но вместо стимуляции техновшеств государство отменяет лицензирование нефтепроизводств!
На автозаправках нашей Родины - треть бодяжного бензина. Но нет закона, карающего фальсификаторов. Вернее, он есть, только не работает.
Принятому пять лет назад закону о техническом урегулировании нужны дополнительные регламенты. Один - на выброс автомобильного транспорта - был подписан Фрадковым в 2005 году. Второй - требования к качеству моторного топлива - ждет подписи по сей день. Без второго регламента не работает ни первый, ни весь закон. Как можно требовать от новых российских машин норм на выброс Евро 3 с 2008-го и Евро 4 с 2010-го, если они едут на чем попало?
На бескрайних российских просторах эксплуатируются нефтеместорождения, разведанные еще до перестройки. Технологии выработки - дедовские (чтобы подтолкнуть нефть, заливают воду). Скважины заводняются, половина нефти остается под водой.
Американцы выкачивают из своих скважин черное золото почти до капли.
- Разговоры о скором иссякании нефти - лукавство, - считает Эдуард Ашхотов. - Просто СССР серьезно инвестировал в геологоразведку, а сейчас ни в разведку, ни в науку никто не вкладывает. При Союзе было правило - не разрабатывать запасы, пока не разведан резерв на 30 лет вперед. Так что еще лет на 10 хватит старых месторождений. А потом придется искать новые. Вот в них нефти хватит надолго.
- Три четверти ископаемых углеводородов, нефти, угля и газа, лежат под океаническим дном на глубине 4 - 5 километров под водой, - говорит академик, зам. директора Института океанологии им. Ширшова РАН Михаил ФЛИНТ. - Люди не так давно об этом узнали, но уже научились добывать нефть из-под океанической толщи. Да, это пока дорого. Но технологии не стоят на месте.
- Дело не в том, хватит ли нефти, - считает Вячеслав Емельянов. - Просто она отжила свое время. Каменный век закончился, хотя камни еще оставались! Человечество сжигает по 2 миллиарда тонн светлых нефтепродуктов в год (из них - 800 млн. тонн бензина). Выделяющиеся парниковые газы (СО2,) изменяют климат. Участились засухи, пожары и наводнения.
- Сейчас главное - перестать уничтожать самих себя. Думаете, почему спирт для газохола во всем мире делают из кукурузы, тростника и пшеницы? Ведь спирт из нефти дешевле и чище - в нем нет сивухи и метанола.
МИФ N3: БЕНЗИН НЕЗАМЕНИМ
Выхлоп от газохола чище бензинового. А выхлоп от биодизеля (85% солярки и 15% рапсового масла) грязнее, чем от солярки. Почему же, например, в Германии дотации на рапсовое масло превышают его себестоимость в Краснодарском крае? Почему на бензоколонках Европы биодизель стоит 1 евро за литр, а солярка - 1,2 евро? Ведь нефть - самое дешевое топливо на земле. Любое другое - синтетическое горючее, спирт, масло или газ - минимум в 1,8 раза дороже.
Причина - в возобновляемости источников.
- Рапсовое масло и этиловый спирт выделяют при сгорании только тот СО2, который использовали для роста рапса и кукурузы, - поясняет доктор Емельянов. - Получается круговорот парниковых газов в природе. Но моторные топлива из всех возобновляемых источников земли могут покрыть только лишь пятую часть потребностей человека. Сегодня они не покрывают и двадцатой части.
Остальное топливо приходится делать из ископаемых углеводородов. И неважно, есть нефть или нет. Вместо нефти можно использовать газ или каменный уголь. Запасов угля на Земле хватит на тысячу лет вперед. Метод синтеза нефти из угля называется реакцией Фишера-Тропша.
Во время второй мировой Германия в год производила 2 миллиона тонн бензина из угля. Компания Сасол из ЮАР по сей день снабжает страну нефтью из угля. Ее себестоимость с учетом вложений в новую отрасль приближается к 50 долларам за баррель.
- Мы можем делать нефть из угля, газа, дерева, мертвых животных, отходов производства - да почти чего угодно! - говорит Эдуард Ашхотов. - Технологии отработаны. Производства не вреднее нефтеперегонных. Температуру реакции Фишера-Тропша за счет редкоземельных катализаторов сегодня снизили с 800 до 390°С градусов. Немецкая фирма Alphakat научилась получать из сырья не нефть, а сразу солярку. В городе Карфаген штата Миссури, возле индюшачьей фермы, фирма Changing world technologies построила установку, ежедневно перерабатывающую 200 тонн птичьих костей и внутренностей в 600 баррелей горючего. Голландцы потратили 200 миллионов долларов на строительство в 14 странах ЕС 15 заводов по переработке пластиковых отходов в нефть.
Чтобы улучшить экологию, не покупать нефть за границей, избавиться от отходов, не отстать от прогресса или сэкономить деньги, альтернативными топливами занимаются в мире все, кроме России. Хотя порой от государства требуется не более чем зеленый свет.
В России от цен на нефть в первую очередь страдает деревня. До половины отпускной цены картошки и зерна складывается из стоимости солярки. Притом весь агропром можно быстро и беззатратно перевести на метан. Природный газ метан, который питает наши конфорки, в 15 раз дешевле дизеля. Моторы тракторов и комбайнов могут работать на метане почти без переделок. Достаточно установить вместо бензобаков баллоны высокого давления для сжатого метана и организовать работу заправщиков.
- Даже если цена метана из-за доставки и сжатия до 150 атмосфер возрастет в 5 раз, - говорит Эдуард Ашхотов, - он все равно будет втрое дешевле, чем бензин и дизель. И цена горючего в стоимости хлеба и капусты упадет с 50 до 15 процентов.
- Есть и другой способ, - добавляет Вячеслав Емельянов. - Перевести технику на подсолнечное масло. Его себестоимость 8 рублей за литр. Сделать из подсолнечного масла дизельное топливо так же просто, как из рапсового. Достаточно смешать масло с десятой частью метанола. Выпавшие в осадок глицерин и жирные кислоты с удовольствием купит химпром. Оставшуюся маслометанольную смесь можно использовать в качестве самостоятельного моторного топлива или добавлять в солярку.
Еще лучше сажать вместо подсолнечника рапс. Урожайность у него почти вчетверо выше, чем у подсолнечника. Подсолнечник можно сажать на поле раз в семь лет, а рапс - хоть каждый год. Семена и технологии для рапсового хозяйствования бесплатно предлагают нам немцы. Они готовы и скупать весь излишек рапсового масла по рыночной цене. России остается организовать маслодавильни и транспортировку. Плюс помочь законодательно. И сельское хозяйство станет рентабельным. Но увы...
- Себестоимость бензина складывается из добычи, доставки и переработки нефти, - говорит Эдуард Ашхотов. - Все вместе дает около 5 рублей за литр 95-го бензина. Остальные 15 рублей - налоги и акцизы государства.
Саудовский шейх Ахмед Заки Ямани часто повторял: "При повышении цен на нефть на доллар у производителя налоговые поступления в казну Евросоюза увеличиваются на 3 доллара". В России налоги на нефтепродукты составляют две трети розничной цены. В Европе - 90%. Декларируется, что моторное топливо должно быть дорогим, чтобы люди использовали его рационально. На самом деле казна получает с моторных топлив огромную прибыль.
Если сельское хозяйство перейдет на метан или масло, государство перестанет получать налоги и акцизы. Если продавать Германии дешевое рапсовое масло, станут ли немцы покупать дорогую солярку? Если кубанский агропром перестанет использовать солярку, не расстроится ли "Лукойл", которому там принадлежат заправки? Если метан или масло обложить такими же налогами и акцизами, как солярку, он станет дороже солярки. Куда ни ткнись - стена.
- Чтобы производство альтернативных топлив в России сдвинулось с места, необходим федеральный закон, - заключает Вячеслав Емельянов. - На местном уровне ничего не сделать. Так, мэр Москвы 10 раз пытался перевести общественный транспорт столицы на альтернативное топливо. Ничего не вышло.
Такой федеральный закон в России, скорее всего, примут. Чуть позже, когда он не нарушит ничьих интересов...
На последнем заседании "большой восьмерки" принята программа: стремиться к расходу топлива 4 литра на 100 км. В европейское производство вот-вот пойдут гибридные авто, где бензиновый мотор и электромотор заработают под одним капотом.
К 2030 же году, полагает Емельянов, массовой станет машина с водородным двигателем. Тогда и комбайнам разрешат на метане ездить, и с технического спирта акциз снимут. Кому нужны алкоголики в водородный век?