10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЗАПЛАТИ МНЕ ЗАРПЛАТУ ПО-БЕЛОМУ...

Еремеев Олег
Опубликовано 01:01 16 Августа 2007г.
Использование "серых" схем оплаты труда во многом вызвано просчетами в налоговой политике

Сколько заработков уходит в тень?
С началом пенсионной реформы главным фактором, определяющим пенсионное будущее тех, кто сегодня активно трудится и, наверное, не очень-то задумывается о старости, стала заработная плата. Ни стаж, ни выслуга лет теперь не имеют такого значения, как раньше. Какой объем взносов в ПФР будет перечислен из фонда оплаты труда за каждого конкретного работника, на такую пенсию он и сможет рассчитывать в будущем.
Этот новый подход, основанный на страховых принципах, обострил проблему широко распространенных в России серых схем оплаты труда. Поэтому одной из важнейших задач социального партнерства является проблема "обеления" заработных плат.
По оценкам экспертов КСОРР, сегодня до 15 процентов зарплат в России выплачиваются с использованием серых схем. К сожалению, эту проблему иногда понимают несколько упрощенно: мол, работник и работодатель с обоюдного согласия вступают в сговор. Обоих устраивает серая схема. Работника - потому что он хочет иметь больше денег "здесь и сейчас", работодателя - потому что он желает сэкономить на налогах и прочих отчислениях.
Призывами делу не поможешь
Однако проблема теневых зарплат имеет гораздо более глубокую социальную и экономическую подоплеку. С одной стороны, даже абсолютно белая и достаточно высокая зарплата не гарантирует человеку безбедной старости в рамках существующей пенсионной системы. Из-за ухудшения соотношения числа работающих к числу пенсионеров коэффициент замещения заработка в России, и без того невысокий, продолжает снижаться. Обязательная накопительная система действует лишь для небольшой части работников, да и средства, перечисленные в нее, сгорают из-за инфляции. Поэтому многие предпочитают откладывать на старость самостоятельно, в том числе и из серой зарплаты. И пока в стране не появятся надежные механизмы формирования и сбережения пенсий на уровне, обеспечивающем высокий коэффициент замещения заработка (а такую систему предложил недавно создать президент России), все призывы к работникам не соглашаться на серые схемы не принесут успеха.
Что касается работодателей, то ссылаться на их якобы безответственное отношение к пенсионному благополучию своих работников, по моему убеждению, не совсем справедливо. Как известно, многие крупные корпорации тратят на свои социальные программы (в том числе и на дополнительное пенсионное обеспечение) немалые средства, порой превышающие суммы отчислений во внебюджетные фонды. Замечу, что серая зарплата - тоже недешевое удовольствие. Что же мешает работодателям окончательно отказаться от теневых схем?
Налог "общего покрытия"
Здесь, на мой взгляд, нельзя обойти проблему единого социального налога. Введенный в 2000 году с целью улучшения администрирования сборов в социальные страховые фонды, он привел к утрате страховой природы этих взносов и превратился в "налог общего покрытия". Сегодня уровень социальных и медицинских услуг, размеры пенсий, пособий по нетрудоспособности и других выплат практически не привязаны к размеру перечисленных за работника взносов. То есть своей социальной задачи этот налог не выполнил.
С экономической точки зрения введение ЕСН привело к серьезному перекосу в налоговой системе государства и спровоцировало дальнейший уход зарплаты в тень. Он стал самым крупным налогом, который приходилось платить работодателю. Поскольку любой предприниматель стремится к оптимизации своих расходов, в стране стали возникать вполне законные схемы оплаты труда через прибыль, через корпоративное страхование.
Снижение ЕСН не принесло ощутимого результата. Для многих средних и малых предприятий нагрузка на фонд оплаты труда даже увеличилась. А ведь именно в этом секторе экономики серые схемы наиболее распространены. И причина не в том, что предприниматели у нас такие несознательные и скупые, а в том, что, заплатив все налоги по-белому, они могут смело закрывать свой бизнес и распускать работников по домам. И это понимают все, в том числе налоговые органы.
Какой же выход?
Конечно, у государства есть силовые рычаги, чтобы заставить конкретного работодателя вывести зарплату своих работников из тени. Но в корне переломить ситуацию они не могут. Необходимо найти комплексное решение, которое послужило бы не только моральным, но и экономическим стимулом к "обелению" зарплат.
Такую стимулирующую роль, на мой взгляд, могло бы сыграть реальное, ощутимое уменьшение нагрузки на фонд оплаты труда с одновременной модернизацией всех трех страховых систем. Речь идет не о механическом снижении ЕСН, как это произошло в 2005 году, а о возврате к страховым принципам формирования социальных фондов. Та часть ЕСН, которая сегодня обеспечивает одинаковые для всех граждан социальные гарантии государства (базовую часть пенсии, пособие на рождение ребенка и так далее) должна быть выделена в отдельный социальный налог, формируемый из средств федерального бюджета. Базой этого налога должен стать не фонд оплаты труда, а подоходный налог, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых или все вместе взятое. Ответственность за чисто страховую часть ЕСН по-прежнему должен нести работодатель, в будущем, возможно, - на паях с работником. Такая схема позволит не только увязать объем социальных услуг с объемом уплаченных страховых взносов, но и снизить налоговую нагрузку. Если разница между налогами составит, к примеру, 1-2 процента, то любой работодатель предпочтет уплачивать ЕСН с белой зарплаты, чем иметь неприятности с налоговыми органами.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников