В СИЛУ ОСОБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

В недавнем интервью российскому телевидению председатель Комитета по безопасности Государственной Думы Владимир Васильев сообщил, что готовятся поправки в законодательство о борьбе с терроризмом, которые - в случае их принятия - будут в какой-то мере ограничивать права и свободы граждан в случае возникновения угрозы новых терактов. Если опасность повторения трагедии будет признана высокой, могут вводиться ограничения на свободу передвижения и некоторых других гражданских прав. Пока новые законы не приняты, редакция "Труда" попыталась выяснить, как относятся к предполагаемым изменениям в законодательстве политики, ученые, представители деловых кругов.

Вячеслав КУЗНЕЦОВ, директор Института социально-политических исследований Российской академии наук:
- Внесение поправок в законы, касающиеся борьбы с терроризмом, давно назрело. Еще до захвата заложников в Беслане большинство социологических опросов показывало: люди готовы поступиться частью прав и свобод ради безопасной жизни. Не так давно группа исследователей вернулась из Северной Осетии и открывшееся им нельзя расценивать иначе как сигнал беды. Среди того, что тревожило жителей республики, одно из первых мест занимал страх за своих детей.
Сегодня некоторые политики запальчиво высказываются против ограничений гражданских прав населения в обстановке террористических угроз, видя в этом едва ли не угрозу развитию России как демократическому государству. Но, на взгляд многих ученых, главная опасность в ином. После тяжелейшего кризиса 90-х годов Россия оказалась государством, не имеющим четко обозначенной цели национального развития, долгое время эта цель подменялась общей ссылкой на демократические ценности. Задача ученых - помочь власти сформулировать общенациональную идеологию, на деле обеспечивавшую безопасность и благополучие каждого гражданина России, способствующую единству страны и общества.
Вячеслав ЗАЙЦЕВ, модельер, президент Дома моды "Слава Зайцев":
- Что, начнутся повальные проверки документов? Готов их предъявлять по первому требованию стражей порядка. Я вам так скажу: я готов терпеть любые неудобства, если от них будет какой-то положительный эффект. Если эти ужесточающие меры не станут показушной акцией.
Сергей ЮРСКИЙ, актер, режиссер, сценарист:
- Непрерывным давлением не добиться результата. Меня, естественно, настораживают всяческие ужесточения режима, потому что я видел, во что это выливается. Моих родственников, приехавших из Санкт-Петербурга, останавливали на улице и требовали предъявить документы, московскую регистрацию. Когда я вмешался в ситуацию, понял, что с них просто вымогают деньги. На каждом углу солдата не поставишь. А если поставишь, то большинство окажутся такими же вымогателями, как, к примеру, сейчас на стоянках такси. Как-то мы с большой группой артистов летели из Махачкалы. В аэропорту нас поделили на две группы: лиц европейской и кавказской внешности. Первых сразу отпустили, а вторых долго шмонали и проверяли документы просто потому, что не похожи на остальных. Самое удивительное - они к этому привыкли. Я был потрясен.
Согласен, любые меры предосторожности можно понять, и люди должны на это пойти, но где гарантии, что "ужесточения" не выльются во вседозволенность и взяточничество? А террористов от этого станет больше.
Михаил СУКИАСЯН, депутат областной Думы, ректор Волгоградской академии государственной службы:
- Если вы меня спросите: есть ли, скажем, в предложениях по выборам губернаторов определенное сужение спектра демократии, я отвечу - да. Нет нужды доказывать, что всеобщие свободные выборы в принципе - самый демократичный способ формирования власти. Но другой вопрос: вполне ли готовы мы к этому? И тоже мой однозначный ответ - нет. Зачастую мы получаем результат, противоположный желаемому, а выборы превращаются в какой-то извращенный бизнес, где побеждает не самый достойный, а самый богатый. То есть я хочу сказать, что шаги, на которые решился президент, в известной мере диктуются особыми обстоятельствами.
Важно, чтобы скоро все мы почувствовали плоды нововведений. Должно заметно улучшиться качество власти. Надо надеяться, меньше случайных людей станут главами регионов, меньше будет коррупции. Администрации наконец перестанут функционировать как штабы по переизбранию своего шефа на новый срок. Чиновников ведь и подбирают в соответствии с этим "предназначением" - по принципу личной преданности и безоговорочной поддержки.
К видимым отрицательным сторонам нового порядка я бы отнес возрастающую зависимость глав регионов от Москвы и, вероятно, уменьшающуюся - от собственного населения... И не обязательно прямо связывать этот шаг с трагическими событиями последних дней. О подобной реформе в руководящих кругах, по-моему, говорили давно.