11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МОЖНО ЛИ УМЕНЬШИТЬ ЧИСЛО БЕДНЫХ ВДВОЕ?

Головачев Виталий
Опубликовано 01:01 16 Сентября 2004г.
Реплика главы государства была высказана полгода назад хотя и в несколько шутливой форме, однако перед телекамерами на всю страну и стала для правительства, региональных руководителей не только рекомендацией, но и конкретным заданием. О том, какими путями можно обеспечить радикальное снижение масштабов бедности, мы беседуем с директором Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ), доктором экономических наук, профессором Вячеславом БОБКОВЫМ.

- Вячеслав Николаевич, насколько реальна сформулированная президентом задача? В апреле нынешнего года вице-премьер Александр Жуков на экономическом форуме в Лондоне сказал, что сократить вдвое численность россиян, живущих за чертой бедности, можно в течение 4 - 5 лет. Да и министр Греф вначале тоже говорил о четырех годах... .
- Задача вполне реальна. Для двукратного сокращения масштабов бедности за три года есть объективные предпосылки. Назову главные факторы: все более уверенная адаптация экономики к рыночным условиям (посмотрите хотя бы на ежегодные темпы роста ВВП, промышленного производства), развитие не только сырьевого, но и перерабатывающего сектора, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, четкое разграничение полномочий между федеральным центром, регионами и муниципальными образованиями. О позитивных тенденциях свидетельствует и сокращение числа безработных в нынешнем году на 1,1 миллиона человек (с 6,28 миллиона в конце января до 5,17 миллиона в июле).
Особо отмечу неуклонный рост среднедушевых реальных доходов. Вот данные Федеральной службы государственной статистики, специалисты которой проводят ежеквартальные обследования семейных бюджетов 49 тысяч домашних хозяйств во всех регионах страны:
Как видим, бедных в России из года в год становится меньше на 4 - 6 миллионов. В общей сложности выше этого порога за четырехлетний период поднялись 23 миллиона россиян. При сохранении и развитии нынешних тенденций армия малоимущих может уменьшиться к 2007-му еще на 15 миллионов. Это и будет двукратное сокращение бедности (с 30 до 15 миллионов).
Понятно, расчеты показывают лишь принципиальную возможность достижения поставленной цели. Практически же для решения этой социальной задачи потребуются серьезные усилия. Здесь - как на пути к горной вершине: каждый последующий шаг дается труднее.
- Как же, за счет чего повысить благосостояние? Как, например, выходить из прорыва отстающим регионам?
- Это один из кардинальных вопросов. В территориальном разрезе развитие России идет крайне неравномерно. И жизнь в регионах различается настолько, что зарубежные коллеги нередко спрашивают меня: как возможны такие "перепады" в одной стране? Возьмем важнейший экономический показатель - валовой региональный продукт в расчете на душу населения. Здесь разрыв по территориям колоссальный - более чем в 50 раз. Посмотрим другой индикатор. В Усть-Ордынском Бурятском автономном округе среднедушевые денежные доходы почти вдвое ниже прожиточного минимума (ПМ), а в Тюменской области - в 5 раз выше ПМ. Особенно тревожит, что межрегиональные различия в уровне жизни не сглаживаются, а порой, наоборот, увеличиваются.
Например, в Ингушетии, Ивановской области, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе и еще в 36 регионах страны численность малоимущих, по данным ВЦУЖ, после резкого их роста (дефолт 1998 г.) так и не достигла докризисного уровня. Осуществить двукратное сокращение бедности по всем территориям в намеченные сроки вряд ли удастся, если не предпринять самых энергичных мер. Необходима разработка специальных целевых"программ как на федеральном, так и на региональных уровнях, определение приоритетов по каждой территории.
- Не преувеличиваете ли вы значение программ? Их уже столько было в нашей стране, однако во многих случаях без всякой пользы. Ну запишут очередные традиционные заклинания - "повысить уровень", "создать условия", "способствовать"... А толку-то?
- В том-то и дело, что программы должны быть не формальными документами, а хорошо продуманными планами конкретных организационных, экономических и социальных шагов. Например, в федеральной программе должно быть указано поэтапное - по годам - приближение минимальной зарплаты к прожиточному минимуму. Скажем, такой график: во второй половине 2005-го минимальная зарплата составит 30 процентов от прожиточного минимума (сейчас - 23); в 2006-м - 45 процентов; в 2007-м - 60; в 2008-м - 75; в 2009-м - 90 и в 2010-м - 100 процентов.
Понятно, график может быть и другим. Главное, чтобы он был полностью увязан с источниками финансирования работников бюджетной сферы как на федеральном, так и на региональных уровнях. В документах необходимо указать, за счет чего, каким образом будут формироваться эти источники.
Точно так же составляется график повышения пенсий, увеличения пособий многодетным семьям и т.д. Понятно, региональным властям придется серьезно заняться разработкой мер, способствующих появлению новых рабочих мест, развитию малого бизнеса, привлечению инвестиций... Словом, речь идет о реалистичном и комплексном подходе.
- "Я не верю властям, - опасается подвоха со стороны властей бывший бухгалтер, а нынче пенсионер Сергей Николаев из Омска. - Задачу сокращения бедности вдвое можно ведь "выполнить" за счет несложных манипуляций с цифрами, изменения методик расчетов. Та же монетизация льгот формально увеличит семейные доходы. Но не забудем, что и расходы увеличатся. Боюсь, многие семьи так и останутся бедными, но по уровню доходов в статистику малоимущих уже не войдут... ". Как, по-вашему, могут ли пойти на это чиновники ради "красивого" рапорта?
- Теоретически это исключить нельзя, особенно на региональном уровне. Вот почему, на мой взгляд, необходимо сохранить контроль центра за тем, как будут вестись на местах расчеты прожиточного минимума, что войдет в потребительскую корзину. Хотел бы обратить внимание на то, что в нынешнем году истекает пятилетний срок, после которого состав потребительской корзины должен быть в соответствии с законом пересмотрен. Новый вариант ее был разработан еще год назад и обсуждался на российской трехсторонней комиссии. Стоимость общероссийской корзины в сопоставимых ценах выросла на 11 - 12 процентов. Но теперь, полагаю, надо будет расширить перечень платных услуг вместо льгот. Впрочем, если даже ориентироваться на имеющийся новый вариант корзины, то и при этом уровень бедности сразу же, "автоматически" увеличивается на 5 - 6-процентных пунктов.
Из сказанного следуют два вывода. Во-первых, ни у специалистов, ни у властей нет цели искусственно занизить уровень бедности. Во-вторых, в связи с тем, что в новой корзине будет расширен набор товаров и услуг (что, естественно, увеличит численность малоимущих), предстоит обеспечить сравнимость социальных индикаторов в 2004-м и в 2007 годах. И вообще, надо наконец выбрать критерии, которые более адекватно отражали бы картину бедности.
- По-вашему, используемые сегодня необъективны?
- Да, не в полной мере объективны. Знаем ли мы правду о бедности? Сейчас уровень ее определяется по денежным доходам семьи. Но при этом не учитываются поступления продуктов питания с огорода и из подсобного хозяйства, а также льготы в натуральном выражении, использование сбережений и т.д. Более объективный показатель - включающие все перечисленное "располагаемые ресурсы домашних хозяйств". Однако так ли уж необходим новый социальный индикатор? Да, он действительно нужен. Ведь доля денежных доходов в "располагаемых ресурсах" составляет в целом по России только 89 процентов (в городах - 92, в сельской местности - 76). То есть существенную часть ресурсов многие семьи получают не в виде денежных доходов. Особенно это относится к сельским регионам.
Есть и другие показатели, которые учитывают все, что потребляют россияне, включая бесплатные услуги, в том числе в сфере образования и здравоохранения. Например, "конечное душевое потребление". И оказывается, что в действительности бедных у нас меньше, чем показывает официальная статистика.
- Намного ли меньше?
- Примерно на 5 миллионов. Иными словами, в первом полугодии в России реально бедных было не 30 миллионов, а около 25.
- В каких регионах больше всего бедных (речь идет об абсолютных цифрах)?
- Это может показаться удивительным, но половина всех бедняков (15,3 миллиона человек) живет в не самых бедствующих 14 регионах страны. Приведу данные Федеральной службы Государственной статистики. Вот эти 14 регионов: Москва (2 миллиона бедных), Московская область (1,66 миллиона), Краснодарский край (1,52 миллиона), Дагестан (1,36 миллиона), Ростовская область (1,05 миллиона), а также Ставропольский край, Новосибирская, Челябинская области, Алтайский край, Башкирия, Нижегородская, Свердловская области, Татария, Красноярский край (в каждом из этих регионов - от 730 до 940 тысяч бедных).
Почему в список попали сравнительно благополучные субъекты Федерации, в том числе и Москва? Ответ простой: потому что это очень крупные территории. В столице, например, 20 процентов малоимущих составляют 2 с лишним миллиона жителей. Несомненно, что для всех регионов должны быть разработаны индивидуальные программы радикального сокращения бедности. Задача трудная, но вполне решаемая.
Президент Владимир Путин, обращаясь к министру Герману Грефу:
- Вот вы обещаете двукратное сокращение бедности. За какой срок?
Герман Греф, замявшись: - "Хорошо бы достичь за... четыре года..."
Президент:
- Не стесняйтесь, так и скажите: за ТРИ года это будет достигнуто.
(На заседании совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития 19 марта 2004 г.).
ЧИСЛЕННОСТЬ БЕДНОГО НАСЕЛЕНИЯ
(с денежными доходами ниже прожиточного минимума)
2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Январь - июнь 53,5 47,2 41,5 35 30,7
млн.чел. млн.чел. млн.чел. млн.чел. млн.чел.
РЕГИОНЫ, ГДЕ ЧИСЛЕННОСТЬ БЕДНОГО НАСЕЛЕНИЯ ПРЕВЫШАЕТ ПОЛОВИНУ ЖИТЕЛЕЙ НА ДАННОЙ ТЕРРИТОРИИ.
Ингушская республика - 83 процента бедных
Усть-Ордынский Бурятский а. о. - 82,8
Коми-Пермяцкий а.о. - 64,3
Ивановская область - 58
Эвенкийский а.о. - 56,6
Республика Калмыкия - 54,6
Республика Дагестан - 52,7
Агинский-Бурятский а.о. - 52,3
(Данные Федеральной службы государственной статистики, 2003).


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников