КОНДОПОЖСКИЙ СИГНАЛ

События в карельской Кондопоге еще раз подчеркнули непреходящую (увы!) актуальность проблемы толерантности в современной России. И ответственности политиков, комментаторов и правоохранителей за поддержание межнационального мира в стране.

Когда в ответ на убийство чеченцами двух местных жителей и тяжелые ранения еще десятка толпа разгромила торговые и общепитовские точки, принадлежавшие выходцам с Кавказа, одни "эксперты" (особенно на националистических сайтах в Интернете) заговорили о триумфе национального духа и обвинили власть в "потакании инородцам". Другие (особенно в либеральных и западных СМИ) объявили Россию чуть ли не страной победившего фашизма, а Кремль обвинили в раздувании националистических настроений. При этом и те, и другие "эксперты" должны были бы понимать, что только подливают масла в огонь конфликта и работают на подрыв национального согласия в России. Впрочем, уверен, что хорошо понимают.
Они решают собственные политические задачи, причем через формулу "чем хуже, тем лучше". Чем больше межэтническая напряженность в стране, тем увереннее себя чувствуют и националисты, и либеральные критики "антинародного режима". К величайшему сожалению, вынужден констатировать этот факт
Межнациональное согласие - важнейшее условие выживания России как государства. Она всегда - на протяжении всей своей тысячелетней истории - существовала как многонациональное сообщество. А если распадалась, то по линиям этнических размежеваний и противостояния. Требование "национальной чистоты" Кондопоги или Москвы "для русских" легко может спровоцировать цепную реакцию: "Татарстан - для татар", "Карелия - для карелов", "Адыгея - для адыгов", а "Ханты-Мансийский автономный округ - исключительно для хантов и манси". Страны не будет.
Кроме того, Россия - малонаселенная страна со стремительно сокращающимся населением. И это - не заморочки демографов. Сейчас доля жителей России на планете чуть превышает 2%, это в пять раз меньше чем век назад, когда мы были третьим по населению государством планеты. В этом году нас обходит Бангладеш, и мы становимся лишь восьмой страной мира. Через поколение на Россию придется 1% населения Земли. В истории не было случая, когда бы столь малое количество людей могло удержать 1/8 часть суши, на которую к тому же приходится до трети всех сырьевых ресурсов в мире. Лозунг "Россия для русских" закрывает возможности и для иммиграции, и для внутренней миграции, а значит - это рецепт катастрофы для нашей страны.
Кстати, те, кто кричит о "триумфе фашизма" в России, на деле работают на ту же цель, делая нас пугалом для потенциальных мигрантов (а заодно и для потенциальных инвесторов из других стран). Смешно отрицать наличие национальной напряженности в России, но, уверяю вас, по степени ксенофобских настроений мы уступаем большому количеству весьма цивилизованных государств, в том числе и в Европе. Пылавшие совсем недавно предместья французских городов - хорошее тому подтверждение.
Для людей ответственных, не занятых ловлей рыбки в мутной воде, важно задуматься о тех шагах, которые необходимо предпринять, чтобы сгладить остроту национальных противоречий.
На первый план я поставил бы... занятость. Дело не в том, что нищета порождает и оправдывает насилие. Ничья бедность насилия оправдать не может. Но если на Северном Кавказе молодым людям негде работать, они будут уезжать в другие регионы страны. А если и в других регионах людям негде будет работать, они воспримут любых приезжих как прямых конкурентов и соперников. Вообще, любой стране рекомендуется иметь специальную политику создания рабочих мест, поскольку "невидимая рука рынка" далеко не всегда способна решать эту проблему. Хорошо, что мы уже запустили первые национальные проекты в области образования, здравоохранения, ипотеки, села. Но нужен и национальный проект обеспечения высокой занятости, включая программы общественных работ (как строительство автобанов по всей Америке во времена "нового курса" Франклина Рузвельта), а также рационального размещения рабочей силы. Люди любой национальности должны иметь шанс своими руками вырваться из бедности.
На второе место я бы поставил редко упоминающиеся в связи с межнациональными конфликтами проблемы - борьбу с коррупцией и очищение правоохранительной системы. Ресторан "Чайка" в Кондопоге, где произошли трагические события, по сообщениям журналистов, был известен горожанам как место торговли наркотиками и оружием. Милиция об этом не знала?! Откупаться от правоохранителей в обмен на "крышевание" стало, к глубочайшему сожалению, общепринято. Есть сведения, что, когда в "Чайке" убивали людей, к ней подъехала патрульная машина милиции, но из нее так никто и не вышел. И примеров бездействия правоохранителей множество. В обществе, где надежды на право, справедливость, органы правопорядка отсутствуют, рестораны будут охранять этнически близкие банды, а простые люди - высказывать свои претензии, в том числе и законные, с помощью погромов.
Наконец нужна программа преодоления разрухи в головах, воспитания вновь культуры толерантности и взаимного уважения. Национализм, как правило, пробивает себе дорогу в условиях идеологического вакуума, когда старые идолы разрушены, а новых нет. На место коммунизма и пролетарского интернационализма уже давно должна прийти новая, конструктивная идеология, будь то "суверенная демократия" или иная. Когда система координат в головах отсутствует, она возникает сама по себе на осях "мы" (хорошие) и "они" (плохие).
Надо напомнить людям, особенно молодым, о фашизме. Настоящем. Когда парнишка рисует на заборе или надгробии свастику, он чаще всего даже не подозревает, что носители этой символики считали русских "недолюдьми", которых нужно поголовно истреблять. А руководителям национальных общин нужно не уставать напоминать своим соотечественникам о необходимости соблюдать обычаи тех мест, куда они переезжают жить и работать. И о том, что бегать с железными прутьями в руках и с криками "Аллах акбар" по улицам российских городков - создавать проблемы не только стране, но и всей общине, и себе лично.
И закончу словами, не мне принадлежащими. "Я слишком люблю страну, чтобы быть националистом". Берегите мир в России.