Вера Таривердиева: «Если уж Пугачеву Таривердиев просил не петь на эстраде свои песни, то что бы он сказал о Билане...»

Вчера в интернете прошла всемирная трансляция финала Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева

Вдова замечательного композитора поделилась с «Трудом» мыслями о его музыке и личности.

— Открылось ли вам в последнее время что-то новое в наследии супруга?

— Постоянно открывается — забытые записи, отдельные рукописи. Диск «Золотые сумерки», который выпустила «Мелодия» к недавнему 80-летию композитора, — это ранний Таривердиев. Даже, может быть, пред-Таривердиев, попробовавший себя в жанре песни, какой она была в конце 50-х. Потом он уже сам создавал жанры — монологи, речитативы (например, на стихи Поженяна, Вознесенского). Но и ранние песни — замечательная музыка, которая передает дух времени. Будто переносишься в атмосферу Всемирного фестиваля молодежи и студентов 57-го года… На недавнем кинофестивале «Окно в Европу», на концерте, посвященном творчеству Микаэла Леоновича, исполнялся давно не звучавший цикл «Я ловил ощущения» на стихи Владимира Винокурова. Я его знала по записям замечательных певиц. Но в современной интерпретации Юлии Корпачевой и Алексея Гориболя поразила внутренняя драма. Ее сценарий, что ли, сама суть того, что переживают люди в своих жизнях.

— Композитора нет с нами уже 15 лет. Не ослаб ли интерес к его музыке?

— В декабре прошлого года состоялся первый юбилейный концерт «Ностальгия по настоящему» в Кремле. Пришли 5800 человек… Около 30 разных дисков изданы, переиздается книга. В прошлом году мелодия из «Семнадцати мгновений весны», исполненная на японских инструментах сямисэне и сякухати, была звуковой эмблемой «Японских авиалиний». В Японии же вышел диск «Ностальгия» с 13 композициями (он издан и в России). На днях я получила эсэмэску из Чехии: там люди в соборе случайно услышали музыку Микаэла Леоновича… Вряд ли есть современный композитор, который так часто цитируется на нашем телевидении. С указанием авторства и без.

— Что бы Таривердиев сказал о сегодняшних известных музыкантах — Билане, Шевчуке?..

— Если даже Пугачеву он просил не петь его песни из «Иронии судьбы» после выхода фильма, потому что она стала делать это в другой манере, приближая ее к эстраде, то можно представить, что бы он сказал о Билане. Хотя если бы Билан с его творческими способностями исполнил в достойной манере что-то интересное, он мог бы отозваться и хорошо. Шевчук ему нравился — независимостью.

— Вы довольны итогами органного состязания?

— Сегодня музыку Микаэла Леоновича играют органисты разных стран и в разных местах. Конкурс прошел в седьмой раз и собрал рекордное количество участников — 52 из 28 стран. Очень высокий уровень. Первый тур с этого года проходит в четырех странах и городах — Канзас-сити, Гамбурге, Астане, Москве. Полуфинал и финал — в Калининграде. Это единственный конкурс органистов в мире, все туры которого проходят на разных органах. Конкурсу сопутствовал фестиваль «Орган+« — в частности, концерты «Аз и Я» в Астане, «Орган+" в Калининграде, где к органу присоединились те самые японские инструменты сякухати и сямисэн, а еще армянский дудук, квартет русских народных инструментов. Всемирная музыка обрела всемирное звучание.